Любовь к языку должны прививать в школе. Фото PhotoXPress.ru
В начале декабря было сообщено о создании Совета по русскому языку при правительстве РФ. Для чего создан новый совет – об этом журналист Злата САВИЦКАЯ беседует с писателем, членом Высшего творческого совета Союза писателей России Валентином ОСИПОВЫМ.
– Валентин Осипович, скажите, пожалуйста, почему именно русский язык стал поводом для создания целого Совета? Вроде и с математикой не все так гладко, но высокие собрания по ее поводу пока не собирают.
– Совет по русскому языку – это, отдаю должное, оперативный отклик на речь президента страны на недавнем Литературном собрании. В ней был и большой «языковой» раздел, суть которого выразилась кратко, но впечатляюще: «Пренебрежение правилами родного языка становится нормой...» Это значит, что Кремль и Белый дом всерьез озаботились тем, что ржавеет духовная скрепа не только для русских, но и для всех народов страны. А ведь наш язык один из самых красивых и выразительных!
– Какими же практическими делами может заниматься такой Совет?
– Сегодня чиновники заражены вирусом языкового убожества. Возможно, надо начать с излечения их. Тут явно нужна инструкция для госчиновников всех уровней по профессиональному использованию языка.
Увы, пока о том, чем может заниматься Совет, написано так: «К полномочиям Совета отнесены рассмотрение ключевых вопросов в области государственной поддержки и развития русского языка и выработки предложений по совершенствованию государственной политики в указанной сфере». Итак, Совет умер – да здравствует Совет!
– Что вы имеете в виду?
– Без венков благодарности почил аналогичный Совет 1995 года. Почему? Да потому, что не объявил всеобщую мобилизацию и не стал в обществе координатором дел и накопителем идей. Вот, к примеру, в Германии Союз защитников языка добился, чтобы корпорация железных дорог ввела запрет на использование 2000 иностранных слов.
– В связи с этим вопрос: кто вошел в состав Совета?
– Список формировало Министерство образования и науки РФ. В итоге здесь 34 авторитетных деятеля. Однако найдутся ли объяснения тому, что в списках не значатся Союзы писателей, журналистов и Книжный союз, недавно рожденная Ассоциация учителей-словесников, три института РАН, занимающихся этой тематикой? Мне скажут: «Они будут обязаны выполнять поручения Совета. Благо, что его глава, Ольга Голодец, имеет ранг заместителя премьер-министра». А как с повседневным накоплением материала, с консультированием и – главное! – с «обкаткой» в обществе новых идей?
– Должна ли, на ваш взгляд, в деятельности выбранных членов Совета присутствовать какая-то руководящая идея?
– Членами Совета, на мой взгляд, может руководить четкое высказывание Владимира Путина: «Пересмотреть программы преподавания...» И в самом деле, школа разучилась учить школяров языку и литературе (истории тоже) занимательно. Не учебники, а пособия по отвращению.
Вот учебник по литературе для 10-го класса одного из издательств – какова здесь Наташа Ростова? «Подобно остальным Ростовым, Наташа не наделена острым умом, – написано в этом учебнике. – Она наделена чем-то иным, что для Толстого важнее абстрактного ума, важнее даже правдоискательства: инстинктом познания жизни опытным путем. Именно это необъяснимое качество вплотную приближает образ Наташи к «мудрецам», прежде всего к Кутузову, притом что во всем остальном она ближе к обычным людям...» Такая интерпретация образа Наташи Ростовой дана авторами учебника.
А вот какая она под пером гения: «...Он вспомнил Наташу такой, какою видел ее в первый раз на бале, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе... Князь Андрей вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Тут, как говорится, без комментариев.
– А что должно стать итогом первого заседания Совета?
– Наверное, обращение к обществу: помогите сформировать программу дел и замыслов и создавайте добровольные организации защитников родного языка!