Умники-школьники придумали городок с полностью автономной структурой жизнеобеспечения. Фото автора
«Россияне, изменившие мир» – таким стал основной лозунг только что завершившегося в Ярославле Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Заинтересованность в форуме кремлевской администрации позволила провести его на самом высоком уровне. Было чему удивляться.
Задача форума, как поясняли журналистам на пресс-конференциях, не в том, чтобы не просто выявить талантливых детей, а «встроить эти таланты как можно раньше в экономику страны». Побочная цель – закрепить кадры на местах. Для этого форум даже перенесли из столицы в регион. И третья цель – показать работодателям, что власть очень заинтересована в том, чтобы дети и производственники «нашли друг друга» как можно раньше.
Подростки на форуме разделились по секциям: «Человек», «Общество», «Земля», «Космос», «Город», «Сети». Эксперты и спикеры прибыли на мероприятие в основном из столицы. Лица сплошь узнаваемые: политики, ученые, инженеры, художники, музыканты, спортсмены. Чиновники тоже были, но в основном те, кто своей биографией являет продукт успешного социального лифта.
Взять хотя бы нынешнего молодого министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. В 1999 году, когда он учился в 11-м классе, он побывал на подобном молодежном форуме в Новой Зеландии. Там он со товарищи представил проект об электронной коммерции для бизнеса, проект принес им победу. Николай Никифоров, живой образец правильной карьеры, пользовался на форуме большим успехом у подростковой аудитории. Не меньшим, чем космонавт Сергей Крикалев и ученый-океанолог Артур Чилингаров. Кстати, члены экипажа 41-й экспедиции на МКС – летчики-космонавты Максим Сураев, Александр Самокутяев и Елена Серова – обратились с приветствиями по видеотрансляции с борта Международной космической станции к участникам форума. Школьники представили им свои идеи и решения в космической сфере.
Во время проведения форума детский пресс-центр провел опрос участников с целью выяснения, кто и что более занимает их воображение: какой деятель, какие сферы, цели, перспективы. Самой выдающейся личностью современности дети назвали Владимира Путина. Россиянами, изменившими мир, – Менделеева, Гагарина, Циолковского и Королева. Тема мира, как оказалось, волнует почти половину. О вот разброс в кумирах умиляет: от школьного учителя до физика Хоккинга.
Секционные обсуждения сменялись панельными дискуссиями. (Возможно, подобным образом будут выглядеть заседания чиновников будущего!). Во время дискусии слово давали представителям каждого кластера («Земля», «Общество», «Сеть», «Город») по очереди. И внутри себя эти структуры состояли из реформаторов, интеграторов и отрицателей. Каждая из этих мини-групп преуспевала в своем жанре, поэтому было довольно интересно. Темы диспутов звучали игриво-пугающе: «Игрок – профессия будущего», «Изолированные сообщества», «Коллегиальные органы чувств» и т.д.
Одним из ключевых моментов обсуждения на форуме стала тема русского языка. Маргарита Русецкая, исполняющая обязанности ректора Государственного института русского языка, обосновала это тем, что русский сегодня – язык науки и высоких технологий. Он активно используется в ЦЕРНе, в Силиконовой долине и, конечно, на Международной космической станции. Кроме того, это язык бизнеса. Крупнейшие российские корпорации, такие как Росатом и «Газпром», имеют представительства по всему миру, и именно русскоговорящие сотрудники управляют высокотехнологичным оборудованием и зачастую ведут переговоры на русском языке.
Разумеется, дело не ограничивалось разговорами. Дети просто зависали на стендах научной выставки. На стенде Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» были представлены достижения в области нано-, био-, информационных, когнитивных, социогуманитарных наук. Здесь можно увидеть макеты атомных подводных лодок, плавучих атомных станций и действующей кислородно-водородной энергетической установки. Особое внимание участников привлекли технологии, позволяющие создавать искусственные регенерирующие ткани, заживляющие тяжелые ожоги. И совершенно новые разработки: искусственный желудочек сердца из полимерных материалов, биоразлагаемый шуруп для скрепления костей и многое другое.
При помощи представленной на творческой площадке «3D печать» особой ручки дети пробовали рисовать объемные фигуры. Принцип действия ручки в том, что в ней находится пластик специального состава, температура которого по Цельсию доходит до 150 градусов, в воздухе пластик мгновенно застывает и соответственно над столом застывает ваше собственное творение.
Рядом на стенде можно было попрактиковаться в навыках управления марсоходом (имитирующая модель) и даже примерить настоящий скафандр «Орлан-МКС». Там же был установлен цифровой стол, транслирующий изображение поверхности Красной планеты, считываемое автономным зондом.
Очень любопытными оказались в действии устройства, управляемые напрямую человеческим мозгом. При помощи специальных беспроводных гарнитур, считывающих импульсы головного мозга, можно было управлять игрушечными вертолетами, а также состязаться в игре Mind Flex. Игра заключается в передвижении мысленным усилием небольшого шарика, парящего над игровой панелью. Ваша покорная слуга стояла и снимала на видео, как проходило испытание прибора. Участвующая в эксперименте чиновница никак не могла справиться с поставленной задачей. Прибор стоял словно вкопанный. «Может, он не работает», – усомнилась уставшая деятельница. У ее коллеги прибор поднялся. Помогли мысли о зарплате, признался он. У подошедшей вслед за ними журналистки прибор резко взметнулся в воздух и стал кружить над головой. Так же высоко воспарил аппарат и у школьника, а затем резко упал. Школьник признался, что просто читал про себя стихотворение Пушкина. Пушкин, как и всегда… оказался непобедим.
Ярославль–Москва