Перенос рекламных кампаний вузов в Интернет способствует сокращению расходов вузов на рекрутинг иностранных студентов. Фото Валерии Буровой
Стартовала приемная кампания по набору иностранных студентов. Эксперты отмечают, что рост желающих обучаться за рубежом продолжается. Число мобильных студентов в странах ОЭСР выросло на 5% с 2013 по 2014 год. Наибольший рост (около или выше 20%) зафиксирован в Бельгии, Эстонии, Латвии, Новой Зеландии и Польше. Численность иностранных студентов в России также растет в среднем на 9% в год, а в 2014/15 учебном году произошел скачок – на 17,2% по сравнению с предшествующим годом.
Экспорт образования становится значительной статьей доходов в ведущих странах мира, а также инструментом стратегии привлечения высококвалифицированных иностранных кадров в национальную экономику. Объем экспорта образования оценивается экспертами примерно в 200 млрд долл.
Перенос рекламных кампаний вузов в Интернет является среднесрочной тенденцией, способствующей сокращению расходов вузов на рекрутинг иностранных студентов и расширению стран приема на протяжении трех–пяти лет. Существуют многочисленные подтверждения тому, что набор иностранных студентов уходит в онлайн: это и прием вступительных экзаменов, использование мобильных приложений и сетевых массмедиа, МООК для рекламы образовательных программ и др. При этом одни онлайновые инструменты используются российскими вузами активно, другие пока недооценены или совсем не используются.
Опрос, проведенный группой европейских социологов, показал, что один из пяти респондентов вычеркнул из своего списка учебных заведений те вузы, чьи веб-сайты им не понравились. Более того, 90–93% потенциальных студентов в странах Азии рассматривают свой будущий вуз в первую очередь через его официальный сайт.
Доклад Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов» по результатам анализа англоязычных интернет-ресурсов российских университетов показал, что российские вузы существенно улучшили свои англоязычные интернет-ресурсы по сравнению с прошлыми годами и по ряду позиций не отстают от зарубежных ведущих вузов. Прием документов онлайн во всех российских вузах является бесплатным, а в зарубежных вузах это практически всегда платная услуга (от 50 до 100 долл.).
Вместе с тем, на наш взгляд, на англоязычных версиях российских сайтов пока не придается значение работе с родителями иностранных студентов, хотя именно они принимают окончательное решение о том, где будут учиться их дети. К примеру, нами не было обнаружено ни одного сайта российского вуза, где было бы обращение ректора вуза к родителям (Message to parents). А ведь родители – отдельная целевая аудитория, с которой работают международные службы, поскольку именно они, как правило, оплачивают обучение своих детей.
Отсутствуют на сайтах российских вузов и студенческие блоги. В зарубежных вузах такие блоги обычно ведут студенты за небольшую плату или в качестве практики, за которую даются кредиты (будущие журналисты, пиарщики и др.). Для будущих иностранных студентов крайне важна информация о том, насколько интернациональным является вуз, количество стран, студенты из которых учатся. К сожалению, такая статистика российскими вузами не предоставляется. Исключение – Российский университет дружбы народов.
Мобильная версия сайта на английском языке нами обнаружена только у Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Хотя на русском языке мобильные приложения есть у большинства ведущих вузов.
По мнению авторов доклада «The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition», «социальные сети переросли свою изначальную функцию создания социальных связей; люди все больше полагаются на свои новостные ленты в Facebook и Twitter как на источник информации о событиях в мире и даже используют эти платформы для публикации своих творческих работ и получения отзывов о них». Не случайно социальные сети становятся одним из основных каналов рекрутинга студентов. Как правило, в зарубежных вузах их поддерживают студенты за небольшую плату или волонтеры-активисты. Но в российских вузах такой практики нет.
В Китае не работает Facebook, Twitter, YouTube, но есть собственные социальные сети: YOUKU, Weibo, Renren, QQ. Большинство российских вузов, находящихся в приграничных к Китаю регионах, имеют версии своих сайтов на китайском языке. Только три российских университета представлены в китайских социальных сетях: Казанский федеральный университет и Российский университет дружбы народов представлены в сети Weibo, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева создал свою страничку в сети Renren. И это при том, что Китай занимает первое место в мире по численности интернет-аудитории.
Однако следует отметить, что российские вузы активно используют онлайн-курсы и платформы для привлечения иностранных абитуриентов. Прежде всего для привлечения иностранных абитуриентов размещаются курсы на английском языке в открытом доступе на зарубежных платформах. Также курсы для привлечения русскоговорящих абитуриентов, в том числе из стран ближнего зарубежья, размещаются и на русском языке.
Необходимо подчеркнуть, что русскоязычная аудитория Интернета растет. По данным Internet World Stats, численность русскоязычных пользователей с 2000 по 2016 год выросла на 3,2% и составила 103 147 691 человек в 2016 году, или 2,9% всех пользователей Интернета в мире. В целом русский язык занял восьмое место в мире, опередив французский и немецкий. Возглавляют рейтинг английский (26,3% от всех пользователей Интернета в мире), китайский (20,8%), испанский языки (7,7%).
Таким образом, особенностями нынешней приемной кампании в условиях усиливающейся конкуренции между странами – экспортерами образования за иностранных студентов станет активизация рекламных кампаний вузов в Интернете. Можно с уверенностью заявить, что рекрутинг иностранных студентов будет все более уходить в онлайн.