Фото GettyImage
Изобретательность чиновников российского образования поистине феноменальна. Казалось бы, что после ЕГЭ и других замечательных нововведений уже не осталось места для бюрократического творчества. Однако для истинных активистов от науки нет нереализуемых целей и непроходимых преград. И если что-то кое-где у нас порой недоформализовано, то обязательно найдутся люди, которые исправят этот недостаток.
Вот, например, научные звания. Их довольно много, но наиболее распространенные – профессор и доцент. Звания эти относятся преимущественно к образовательным учреждениям, в которых имеются соответствующие должности для преподавателей. Вообще говоря, не вполне понятно, зачем эти звания вообще нужны. Очевидно, что если вас назначили на должность доцента, то вы уже доцент по должности. Но если вы имеете еще научное звание доцента, то вы доцент-доцент. Я не шучу. Так и пишут сегодня в подписи – доцент кафедры общей физики, доцент Иванов И.И.
Для профессоров ситуация выглядит еще более забавно. Сегодня в вузах на должностях профессоров работают просто профессора (без научного звания), профессора-профессора и профессора-доценты. С последними вообще без бутылки не разобраться – профессора они уже или еще доценты.
Но смешного тут мало. За научные звания в государственных вузах доплачивают. Пока немного, но планируют доплачивать больше. И получение соответствующего звания превращается из задачи самоутверждения во вполне реальную меркантильную цель. И тут-то начинают работать правила получения звания. Совсем непростые правила.
Вернемся на четверть века назад. Те же ученые звания доцента и профессора существовали и в СССР. Их практически автоматически получали в вузах кандидаты наук, работающие в должности доцента, и доктора наук, работающие в должности профессора. Однако раньше квалифицированные работники вузов могли получить ученые звания в порядке исключения: «холодного» доцента – лица без ученой степени и «холодного» профессора – кандидаты наук. Теперь это полностью исключено. Более того, любой доктор наук даже при наличии Нобелевской премии должен начать путь по ученым званиям с начала и побыть минимум три года в шкуре «профессора-доцента».
Что же удивляет в формализованной процедуре получения ученых званий?
Во-первых, требования к научным трудам и учебным изданиям. С одной стороны, требования довольно серьезные: 20 трудов для доцента и 50 трудов для профессора. Научные труды должны быть в рецензируемых журналах, а определенное их количество должно быть издано за последние три или пять лет. Однако особых требований к объему и качеству учебных изданий не предъявляется. Формально я мог бы претендовать на звание доцента при участии как соавтор несколькими страницами в двух-трех учебных пособиях.
Во-вторых, все научные труды должны быть по научной специальности, указанной в аттестационном деле претендента на ученое звание. Это не вполне возможно сделать для учебных изданий в рамках единого образовательного процесса. Например, при издании учебного пособия по математическому моделированию управления инновационной деятельностью я неизбежно затрагиваю как минимум три научные специальности. Даже диссертационные работы иногда защищаются на стыке двух специальностей. А здесь – дисциплины, интегрированные в учебный процесс. И по ним единое учебное издание.
И, наконец, наличие непрерывного стажа не менее двух лет в одной должности в организации, представляющей на ученое звание. Вот это уже совсем невесело. Вот в армии тоже есть звания и тоже есть требования по их предоставлению. Но в расчет берется совокупный срок службы в определенном звании. Таким образом, чисто гипотетически жена военного, будучи кандидатом наук, никогда не получит звание доцента, если каждые два года будет переезжать с мужем к новому месту службы.
Это, как говорится, централизованные требования Высшей аттестационной комиссии. А ведь есть еще и местные указания. Локальные, так сказать, условия получения права на подачу документов. Где-то претендент на ученое звание должен прочитать открытую лекцию, где-то он обязан выступить с докладом на международной конференции, где-то ему придется подготовить не менее определенного количества бакалавров или магистров. Хорошо еще, что пока не требуют справку о несудимости или анализ мочи.
Формальности формальностями, а реальность остается реальностью. Вот строптивый «доцент-не-доцент» никогда не получит ученого звания доцента. Даже если будет по знаниям и квалификации соответствовать профессору. Зато другой лояльный претендент получит это звание после успешного прохождения формальной процедуры даже без необходимых знаний и качеств.
Подведем итог. Защита диссертаций в России в XXI веке – дело довольно мутное и муторное. Но там хотя бы есть диссертация, которую можно посмотреть. И оспорить результаты. И даже в определенных случаях их отменить. В присвоении ученых званий ничего такого нет. Нет ни текстов, ни тестов. А звания присваиваются один раз. Пожизненно. Вот и страшновато: не получится ли как в анекдоте, что произведение звания на знание есть величина постоянная...