Приучать детей к шахматам советуют уже с четырех лет. Фото Reuters
Скоро в российских школах могут появиться уроки шахмат. Об этом на днях заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Чиновник привела в пример Армению, где со 2-го по 4-й класс в обязательном порядке преподают шахматы. «В итоге, у Армении – шестое место в этом году на Всемирной математической олимпиаде и большие достижения в области IT-технологий», – связала успехи в образовании с уроками шахмат российский министр.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название берет начало из персидского языка: «шах» и «мат», что означает «властитель умер». Скоро шахматы придут во все школы.
Уже с 1994 года в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов: 2 часа – в первом классе, 3 – во втором и третьем классах. В 2004 году появился специальный приказ Министерства образования и науки РФ за № 2211 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» и был создан Координационный совет под председательством чемпиона мира Анатолия Карпова. Еще раз к этой теме вернулись уже в 2007 году. Сразу после встречи с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым президент РФ Владимир Путин дал указание тогдашнему министру образования Андрею Фурсенко задание – ознакомиться с опытом преподавания шахмат в разных странах с последующей возможностью применения его в России. И нынешний этап – это уже с легкой руки министра образования РФ Ольги Васильевой.
Если вы думаете, что задача этого проекта – растить новых чемпионов, то скорее всего ошибаетесь. Во-первых, как заметил однажды российский гроссмейстер Сергей Карякин, у шахмат туманные перспективы на включение в программу Олимпийских игр из-за… успехов россиян. Ну, не пустят же!
Во-вторых, эта игра просто очень полезна детям. «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы, – подчеркивает Ольга Васильева. – В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка». При этом, уверена министр, сегодняшние методики преподавания предмета настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. А заниматься этим в школе дети должны во внеурочное время бесплатно. Кстати, несколько лет назад в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70–85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала вторую.
В-третьих, шахматы полезны именно сегодня, потому что помогают детям приспособиться к новым вызовам и реалиям времени. Играя в них и желая победить, человек должен выдержать длительное нервное напряжение. А кроме того, он старается обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет. В XXI веке, когда конкурентность среды возрастает неимоверно, детей уже необходимо учить этому.
По словам Ольги Васильевой, в Самарской области в шахматы играют уже 42 школы. Этот список дополнил в разговоре с «НГ» Игорь Глек – международный гроссмейстер, заслуженный тренер ФИДЕ. По его словам, школьники уже играют в Тюменской области и Ханты-Мансийском округе, там занятия стоят в основных сетках расписания на месте третьего урока физкультуры. Но есть еще очень много школ, в которых они проводятся в качестве факультатива.
Такая же ситуация и в других странах мира. В некоторых – шахматы проходят в основной программе, а где-то в качестве дополнительных предметов. Большое внимание уделяется шахматам как школьному уроку в Америке. Такой же процесс идет в европейских странах: Германии, Швеции, Испании, Словакии, Словении, Польше. Конкуренция в шахматном мире очень большая. И большинство стран заинтересовано в развитии шахматных школ. Так появляются новые лидеры. России сегодня, например, дышат в затылок индусы и китайцы. Программы изучения шахмат в школах активно осуществляются в 180 странах мира. Во Вьетнаме девять лет назад начинали с факультативов по шахматам, а сегодня они уже – обязательный предмет.
Кроме того, как заявил на недавней Московской международной книжной ярмарке Петр Чернышев, кандидат в мастера спорта по шахматам и руководитель разработки интерактивного учебно-методического комплекса (УМК, «Росучебник»): «В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Все это невозможно сделать без включения шахмат в образовательный процесс».
Петр Чернышев считает, что обучать игре следует с самого раннего возраста. Это помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа, а также помогает кому-то преодолеть свою замкнутость. Международный гроссмейстер, заслуженный тренер России, старший тренер сборной Москвы Александр Злочевский даже обозначил нам эти сроки более конкретно – с четырех лет.
Сегодня ученики имеют возможность учиться не только по бумажному учебнику, рассказывает Петр Чернышев, но и по его интерактивной версии. «Однообразность процесса влияет на маленького человека, быстро утомляет его, и он выходит из игры, – замечает он, – поэтому интерактивная версия – это несомненное достоинство УМК. Интересны также пособия для учителей». Дело только в том, что сегодня очень трудно найти учителя, жалуется нам Петр Чернышев, особенно в регионах.