Фото пресс-службы Президента РФ
Недавно классные руководители встречались с президентом Владимиром Путиным. Во вступительной речи он сказал, что пуще образования (в смысле: «общей образованности») ценит и уважает в согражданах воспитание (в смысле патриотизма и т.п.). «Получить знания – это непросто, современные особенно. И все-таки знание вторично по отношению к воспитанию человека: как он относится к себе, к семье, к родине. Все это – фундаментальные ценности», – отметил Путин.
В Кремле никто из педагогов не нашел в словах главы государства повода для полемики. Но откроем закон «Об образовании в РФ». На первой же странице: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом». Единый. Обучение и воспитание в свете закона равноценны – две стороны одной медали.
Вот и министр образования Ольга Васильева не устает повторять, что обучение и воспитание – братья-близнецы. На днях в интервью телеканалу Russia Today вновь напомнила: «Образование – это обучение и воспитание, это дуализм, который трудно разорвать, кто бы что ни говорил».
Само собой, в кремлевском зале, где шла встреча с педагогами, была и Ольга Васильева. Сидела по правую руку от Владимира Путина, но уточняющую справку по закону (прямую цитату) приводить не стала. Не сочла необходимым?
Парадокс. То есть теорию политик знает, а вот насчет практики... Что за напасть? В самый ответственный момент, когда в твоих руках, казалось бы, сама судьба Истории, – отбой. Древние говорили: «Пусть гибнет мир, но торжествует закон». Дикий народ. У нас в приоритете не закон, а его потребитель и заказчик. Может, поэтому министр и промолчала?
И ладно. Слово передают Екатерине Николаевне Березиной, учителю «Лицея Бауманского» из Йошкар-Олы. Хочу, говорит она, поделиться опытом реализации одной хорошо известной и необычайно результативной системы – методикой общей заботы Игоря Петровича Иванова.
Для тех, кто не в курсе. Профессора Игоря Иванова, основавшего в 1959 году в Ленинграде Фрунзенскую коммуну, знает сегодня весь педагогический мир. По его идеологии «Каждое дело – творчески!» работают учителя в Финляндии, Японии. Воспитанниками его системы считают себя – или являются ими по факту – такие замечательные наши соотечественники, как писатель Симон Соловейчик, педагог Александр Тубельский, композитор Александра Пахмутова…
Дальше цитирую по стенограмме.
«Е. Березина: Было время, когда от этой методики пытались нас увести. Но время показало, что это очень актуально (…).
В. Путин: Ольга Юрьевна, а что, вот эти методики были изъяты, что ли, официально?
О. Васильева: Нет, они не были изъяты. Они на какое-то время были немножко забыты. …А потом к ним просто возвращаются; идеология очень простая – забота о детях и воспитание человека».
А если конкретнее? В чем, как говорится, тут фишка и каковы результаты применения этого ноу-хау на практике? Открыл Интернет, нашел сайт того самого лицея. Вот, например, что рассказывает его ученица Татьяна Александрова о поездке 11-го лицейского класса в Санкт-Петербург на коммунарские сборы.
«Что поразило больше всего? Вечерние коллективные творческие дела (КТД) изобретались на лету. Созывался совет дела, представители от городов придумывали концепцию, задания отрядам, связки между выступлениями. И дело шло! «Вечер сюрпризов», «Креатив-шоу», «Коридор желаний»… Это был наш экспромт. Да, но ведущими и организаторами на сборе тоже были мы. Сами по очереди готовили завтраки, обеды и ужины на всех. Это было невероятно!»
Вот вам и «забота о детях»: оказывается, они и сами о себе уже готовы позаботиться. Даже кулинарией овладели. Где же их воспитатели? Куда смотрят, чем занимаются?
Занимаются поддержкой. Не воспитывают и не учат, а поддерживают юных «коммунаров». Это особое искусство, подкрепленное в нашем отечестве еще и основательной идеологией – концепцией педагогической поддержки ребенка в образовании. «Прежде чем поддержать, спросите, а нужна ли человеку помощь или он решит свои проблемы сам?» – говорил отец этой теории Олег Семенович Газман.
В 1960-е годы, во время руководства воспитательной работой во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок», ему вместе с вожатыми-единомышленниками удалось зажечь коммунарской идеей тысячи школ страны. Там же, в «Орленке», ее цепко впитали и ученики педагога-новатора В.А. Караковского, а по возвращении в Челябинск обратили школьного директора в свою веру. Из уст и сердца Караковского в 1980-е годы ее переняли педагоги из Йошкар-Олы.
Видимо, спрос на эту методику будет расти и дальше, ведь классическая наука о воспитании изжила себя. Детям нужна поддержка и свободное развитие. «Эта задача разрешима только при одном условии: если их гарантированно поддержит Служба профессиональных освобожденных (от уроков) классных воспитателей, особо прописанная в законе «Об образовании» – с первых же строк, прямо в преамбуле. Допустим, так: «Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания, обучения и педагогической поддержки», – писал Газман в личном письме на имя крупного чиновника. Увы! Это письмо так и осталось на его столе, он не успел поставить точку…
Но знал, что говорил. Ведь из «Орленка» Газмана выбросили в 1966-м именно за «воспитание». Громя центр коммунарского инакомыслия, чиновники негодовали: «В лагере методично отдается предпочтение воспитанию у ребят таких качеств, как доброта, и мало уделяется внимания воспитанию гражданственности, патриотизма».
Круг замкнулся. Мы хотим дежавю?