На олимпиадах по химии много заданий практической направленности. Фото с сайта www.sakhgu.ru
То, что часть школьников, участвовавших в олимпиадах, не смогла преодолеть нижний порог ЕГЭ по этим же предметам, говорит о коррупционной составляющей в ходе проведения олимпиад, заявила недавно глава Минобрнауки Ольга Васильева на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Высказывание министра прокомментировали учителя, занимающиеся подготовкой школьников к олимпиадам.
Напомним также, что ранее в интервью РИА Новости, Ольга Васильева говорила, что 40% победителей и призеров олимпиад школьников не набирают на ЕГЭ по профильному предмету более 60 баллов. Кроме того, по словам главы Минобрнауки, почти треть выпускников школ (30%) даже не выбирают для сдачи ЕГЭ по тем предметам, по которым участвуют в олимпиадах.
Конечно, никто не будет отрицать того факта, что после того, как успехи на олимпиадах стали бонусом при поступлении в вуз, риск коррупционной составляющей для них сразу возрос. Тем не менее стоит еще разобраться в вопросе: а может ли подготовка к олимпиаде подготовить школьника к отличной сдаче ЕГЭ? Вопрос совсем не праздный, потому что очень часто доводится читать на форумах, что успешное выступление на олимпиаде еще не предполагает отличную сдачу госэкзамена. Есть здесь свои нюансы. И то, что такая гипотеза имеет право на жизнь, в той или иной степени подтвердили опрошенные нами учителя, занимающиеся с одаренными детьми.
Петр Байкалов, учитель из Каменской средней школы, Городищенского района Волгоградской области, сам с коррупционной составляющей на олимпиадах не сталкивался и считает, что априори ученик не может сдать плохо ЕГЭ, если он является победителем олимпиад. И сам «плохих» случаев не помнит. Но… добавляет он, подготовка к олимпиаде занимает очень много времени ребенка. Это не менее шести часов в неделю в течение длительного времени. И более усиленная – в последние три–пять месяцев. Теоретически это может отнять время для подготовки к тестам ЕГЭ. «Тот учитель, который готовит школьника к олимпиаде любого уровня, понимает, что главное здесь – насколько сильна мотивация самого школьника, – добавляет Петр Байкалов, – Если это личностно значимая для него вещь, то результат будет высоким».
Константин Диаков, учитель истории из Омской области, Нововаршавская гимназия, считает, что вопрос, поставленный министром, требует пристального внимания. Он тоже видит в этом немало странного. «О подготовке школьника, – говорит он «НГ», – могу сказать, что, разумеется, тех учебников школьного формата, которые издаются большими тиражами, не может быть достаточно для подготовки школьника к олимпиаде. Обязательно используется дополнительная литература. И такая опасность, когда у школьников «углубление» в предмет сужает формат общей подготовки, сводя ее к базовым знаниям, существует». Работа с одаренными детьми, рассказывает Диаков, у учителя обычно сводится к консультированию, а большую часть времени ребенок занимается самостоятельно. И в этом есть основной смысл олимпиадного движения.
Светлана Королькова, средняя общеобразовательная школа п. Маяк Искитимского района Новосибирской области, считает, что тема, поднятая министром, безусловно, важная. И действительно проблема есть. По ее мнению, поднимать надо всем и не только «отстающим» олимпиадникам базовый уровень подготовки. Базовый – здесь не подразумевается ограниченный объем знаний, а базовый – в смысле хорошего наполнения. Различие же в уровне подготовки к олимпиадам и к ЕГЭ, безусловно, существенное.
Владимир Апяри, доктор химических наук, старший научный сотрудник химфака МГУ им. М.В. Ломоносова, уверен, что тема не касается Олимпиады по химии, но тоже считает, что подготовка к этим двум важным мероприятиям разительно отличается. «Все победители олимпиады Всероссийской – это очень успешные ребята, – сказал он «НГ», – которые дальше едут на международные конкурсы и очень часто становятся победителями». Что касается подготовки к ним, то обычный школьный учебник не дает полной информации, считает преподаватель. Он дает основы, теорию. Поэтому школьникам, участвующим в олимпиадах высокого уровня, нужны дополнительная подготовка, факультативные занятия. Особенно важны дополнительные занятия практической направленности. Теорию можно изучить самостоятельно, открыв книжку. Чтобы освоить химический эксперимент, нужно заниматься с профессиональным педагогом и по дополнительной литературе, считает Владимир Апяри.
Вот такая получается история...