Интерес к обучению в России сохранится и в ближайшие годы у граждан ряда стран СНГ. Фото с сайта www.msu.ru |
Завершается председательство России в СНГ и подводятся его итоги, в том числе в сфере образования. По данным статистики, численность студентов из стран Содружества в 2015/16 учебном году по очной форме обучения в российских вузах выросла на 9609 человек по всем странам СНГ и составила 106 743 человека.
Студенты из стран Содружества, как и в 2014/15 учебном году, в 2015/16-м составили самую большую долю иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, – 53%. При этом наблюдается падение численности студентов из Азербайджана (5327 человек), Армении (2234), Беларуси (4621).
Самый высокий рост численности студентов зафиксирован по Казахстану (35 111 человек), Туркменистану (14 004), Украине (13 865) Таджикистану (11 284), Узбекистану (11 796 человек).
Можно предположить, что интерес к обучению в России в ближайшие годы сохранится у граждан ряда стран СНГ. В рамках исследовательского проекта «Интеграционный барометр ЕАБР» Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» в 2017 году был проведен шестой опрос, в котором приняли участие граждане стран СНГ: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана (не менее 1000 человек в каждом государстве), всего 8240 человек. Респонденты, в частности, ответили на вопрос: «В какую из перечисленных стран вы лично хотели бы поехать на учебу, с образовательной целью? В какую из перечисленных стран вы хотели бы отправить на учебу своих детей?»
Ответы показывают сохранение интереса к российскому образованию у граждан Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. Интерес к американскому и французскому образованию постепенно растет у граждан Армении. Респонденты Беларуси, кроме образования в национальных университетах, чаще всего предпочтение отдавали британскому, немецкому и американскому образованию.
Последние данные Росстата по трудовой мобильности высококвалифицированных специалистов из стран Содружества за 2016 год показывают, что численность мигрантов из стран Содружества в Россию в 2016 году сократилась на 25 031 человек и составила 457 590 человек. Из них только 94 660 человек имели высшее образование. В целом численность мигрантов с высшим образованием из стран СНГ в Россию в 2016 году сократилась на 1971 человек.
Наибольшее снижение численности трудовых мигрантов с высшим образованием произошло по Украине (на 2958 человек) и Узбекистану (на 1037 человек). Таким образом, трудовая миграция в отличие от образовательной миграции из стран Содружества в последние несколько лет имеет устойчивый отрицательный тренд, а образовательный уровень трудовых мигрантов в России остается низким.
«Наиболее популярным направлением для потенциальных трудовых мигрантов в среднем по всей выборке стран традиционно является Россия – 24%. Чаще всего вероятность временной трудовой занятости в России рассматривают для себя жители Таджикистана (37%), Кыргызстана (30%), Армении (25%). Значительно снизилась привлекательность России для населения Молдовы (17%)», – отмечается в докладе «Интеграционный барометр ЕАБР – 2017». Лишь незначительное число опрошенных граждан семи стран СНГ рассматривают Россию в качестве постоянного места жительства, и доля таких граждан уменьшается. На вопрос «В какую из перечисленных стран вы хотели бы переехать на постоянное место жительства, если бы представилась такая возможность?» положительно ответили 17% граждан Казахстана и 26% граждан Таджикистана.
В краткосрочной перспективе, по нашему мнению, потоки исходящей образовательной миграции из СНГ сохранятся, но на них окажут влияние отрицательная демографическая ситуация в Армении и Беларуси, а также усиление позиций зарубежных вузов на образовательном пространстве СНГ. Образовательные рынки Казахстана и Таджикистана будут в ближайшие годы перспективными и в дальнейшем для набора иностранных студентов в российские вузы с учетом того, что в этих странах сохраняется устойчивый рост интереса к обучению в России и растет численность молодежи в возрасте от 18 до 22 лет.
В долгосрочной перспективе рост образовательной миграции из стран Содружества в Россию выглядит неоднозначно. Уже сейчас приходится констатировать, что интеграционный потенциал образовательного сотрудничества в СНГ снижается и требует особого внимания всех заинтересованных сторон.
Можно согласиться с авторами доклада «Интеграционный барометр ЕАБР – 2017», которые, в частности, отмечают, что «система российского образования хоть и обладает значительным интеграционным потенциалом для соседних по региону СНГ стран, но уже не является в достаточной степени конкурентоспособной, проигрывая странам ЕС и «остального мира» в борьбе за «иностранные умы».
Вместе с тем приходится констатировать, что в год председательства России в СНГ не было предпринято никаких значимых инициатив в рамках интеграционных процессов в области образования.