В студенческие годы как-то не хочется слишком много задумываться над трудностями дальнейшего трудоустройства. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Основным источником доходов почти для 60% студентов высших учебных заведений в России является помощь родителей, родственников и других лиц. На стипендию и социальные пособия рассчитывают 22,8%, на доходы от собственной предпринимательской деятельности – 16,7%. Такие данные получены в ходе опроса, проведенного в рамках мониторинга образования НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром. «В среднем российские студенты весьма зависимы от родителей, несмотря на то, что многие совмещают учебу и работу», – делают вывод авторы мониторинга.
То, что 60% студентов сегодня не могут прожить без помощи родных, звучит не очень вдохновляюще. Вместе со сложностями трудоустройства, которые испытывает среднее поколение россиян, добавляется серьезная иждивенческая нагрузка. Чем обусловлено число 60%?
Как считает Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук, ЕГЭ изменил соотношение доли в вузах приезжих и местных студентов. Возросла мобильность, но жить в большом городе на стипендию студенты не могут. Им нужна поддержка. Чаще всего помогают родители. При этом, начиная примерно с 3–4-го курса бакалавриата или с первых дней учебы в магистратуре большинство молодых людей уже работают и стараются себя обеспечить сами. Согласно исследованиям РАНХиГС, проведенным в прошлом году, 50% студентов начинают работать во время учебы в вузе.
Ранее большинство работающих студентов составляли заочники. В последние годы картина меняется. «Рособрнадзор действует в общем тренде сокращения заочного образования. Вот уже несколько лет продолжается этот процесс. И на сегодняшний день количество студентов-заочников сократилось до 50% по сравнению с 2010 годом, когда их насчитывалось 54%». Почему это происходит? Во-первых, считает Татьяна Клячко, достаточно сильное влияние оказывает демографическая яма, последствия которой особенно ощутимы сегодня. Этот процесс отражается на общем числе мест в вузах: оно сокращается. При этом число бюджетных мест сохраняется, а бюджетные места – это прежде всего очные места, и их надо заполнять. Во-вторых, идет сокращение численности студентов частных вузов, которые там обучались большей частью на заочном отделении. Третий момент – через какой-то промежуток времени, несмотря на сегодняшние шаги, мы получим всплеск заочного образования, уверена наш эксперт. Только называться оно будет уже по-другому: дистанционным или цифровым. Это связано с тем, что сегодня в значительной степени выросла доля молодых людей, получающих среднее профессиональное образование (СПО). В прошлом году около 41% выпускников 9-х классов ушли в техникумы и колледжи. Причем в большей степени эта тема коснулась сельских школьников (53%) и в меньшей – городских ребят (36%). Большинство юношей после получения СПО уйдут в армию, резюмирует Татьяна Клячко, а по возвращении захотят учиться в вузе на заочном отделении.
Напомним также, что примерно в половине регионов более чем на 2/3 подготовка по самым популярным специальностям осуществляется в заочном формате. Процесс «изымания» заочного образования быстрым способом легко приведет к тому, что региональная система высшего образования потеряет важные для населения направления подготовки. Здесь нужна полноценная замена. И прежде всего – региональным вузам. Им придется волей или неволей перестроить свою работу так, чтобы увеличивать количество очного общения за счет информационных технологий.
А теперь вернемся к родителям. Будут ли они платить меньше за образование своих детей? Примечательно, что, согласно мониторингу, образование – это последнее, на чем экономят наши граждане. Опросы 2017 года свидетельствуют о том, что россияне с каждым годом экономят по этой статье расходов все меньше и меньше. В 2016-м экономили 11% населения, а год спустя – уже только 8%. Для сравнения: даже на лекарствах, лечении и медобследовании стараются меньше тратить 21% населения, не говоря уже о досуге, продуктах питания, отдыхе и одежде.
Это, конечно, хорошая новость. Только ведь от долгого сидения на шее у родителей чувство ответственности за себя и за свою страну у молодых россиян не формируется.
комментарии(0)