16.04.2018 19:41:00
Тернистый путь системы Занкова
Почему у признанной во всем мире концепции развивающего обучения возникли проблемы в России
В 2017 году дидактическая система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова отмечала 60-летие. По всей стране проходили крупные мероприятия, посвященные этой дате: конференции, форумы, педагогические чтения. Всего было около 2000 участников.
Концепция развивающего обучения была разработана коллективом лаборатории обучения и развития НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством Леонида Занкова (1901–1977), выдающегося ученого в области педагогики, психологии и дефектологии, аспиранта и последователя Льва Выготского, идеи которого легли в основу федеральных государственных образовательных стандартов.
Коллектив лаборатории экспериментальным путем доказал зависимость результатов обучения от уровня общего развития школьников. Было установлено, что развитие личности ребенка требует кардинальной перестройки всей образовательной системы: не только ее содержательного компонента, но и процесса обучения, характера отношений «учитель – ученики – родители», системы изучения результативности и форм обучения. Была поставлена новая цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого школьника. В соответствии с этой целью обучения разработаны принципиально новые учебники по всем учебным предметам, которые побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями.
Первый экспериментальный класс был открыт в далеком 1957 году в 172-й школе Москвы. Через четыре года эксперимент стал массовым. С 1957 по 1975 год в эксперимент были вовлечены 1200 классов. И вот уже в 1996 году система была признана государственной образовательной программой наряду с традиционной и системой развивающего обучения Даниила Эльконина – Василия Давыдова.
Высокая эффективность системы для общего развития школьников и усвоения ими знаний, умений и навыков доказана многими годами ее реализации в массовой школе. Она прошла проверку практикой в школах СССР и России в разных условиях обучения: в городских и сельских школах, при четырехлетнем обучении с семи лет, трехлетнем обучении с семи лет, при четырехлетнем – с 6,5 лет. Ее ученики неизменно показывали более высокие достижения в обучении, воспитании и развитии, по сравнению с учениками, обучающимися по другим программам. За эти годы выпущено в свет 8 поколений учебников по всем предметным линиям, методические пособия, дидактические материалы, научные труды и более 500 публикаций.Теоретические труды Леонида Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония.
Однако не все так гладко и красиво в истории психолого-педагогической системы. В 1977 году, после смерти Занкова, была расформирована лаборатория, исследование прервано, все экспериментальные классы закрыты. Началась работа «в стол»: сотрудники лаборатории в меру возможностей продолжали разработку дидактической системы начального обучения. На основе новых экспериментальных данных они перерабатывали учебники и методики, а учителя продолжали вести эксперимент.
В 1993 году по решению Министерства образования России в Академии повышения квалификации был открыт научно-методический центр им. Л.В. Занкова. К этому же году издан полный комплект нового (третьего) поколения учебников для трехлетней начальной школы. Учебники разошлись миллионным тиражом, что говорит само за себя.
Принятый в 2010 году федеральный стандарт начального образования доказал, что система развивающего обучения и ее цели более эффективны. Обозначенные в стандарте цели обучения совпали с целями, выдвинутыми еще 60 лет назад. Теперь в центре внимания всей системы образования – развитие личности. (Для сравнения, у Занкова – общее развитие каждого школьника). Декларируется организация самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности как способа достижения цели. В работу учителя с детьми вводятся групповые и парные работы. Для оценки результатов детей проводятся комплексные контрольные работы, в основу которых легли разработки авторов системы Занкова. Чтобы убедиться в этом, достаточно найти задания Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, который проводится ежегодно с 2003 года.
В 2014 году снова настало время гонения – занковские учебники не вошли в федеральный перечень, несмотря на свою востребованность во всех регионах страны, на положительные экспертные заключения. Причина невключения слишком банальна, чтобы сейчас вновь поднимать этот вопрос. И все же учителя, верные идеям развивающего обучения, продолжают учить и воспитывать детей, выпускать занковцев и набирать новые классы. Ученики-занковцы проявляют высокую общественную активность, их характеризует увлеченность учебным процессом, высокие результаты освоения курса начальной школы, они активно участвуют в разных соревнованиях, в т.ч. в олимпиадах, зачастую становятся их призерами.
С тех пор жизнь приверженцев идеи развивающего обучения похожа на вечную борьбу: учителя пишут письма в Минобрнауки, родители пишут и даже ученики, учившиеся по учебникам и желающие учить своих детей именно по ним.
На заседании научно-методического совета по учебникам Минобрнауки, прошедшем 1 марта 2017 года, заочным голосованием было принято практически единогласное решение, позволяющее включить учебники системы Занкова в федеральный перечень. Единогласно… но, если судить по бланкам голосования членов Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки (имеются в редакции. – «НГ»), единственный голос – министра образования Васильевой – был против этого. И, как можно понять, этот голос очередной раз лишил детей возможности учиться по любимым ими учебникам.
Небезызвестная Ассамблея народов Евразии, которая призвана налаживать диалог и консолидировать страны Евразийского пространства, после тщательного отбора, выбрала именно систему Занкова для экспорта российского образования в страны ЕАЭС. И сегодня, не скрывает своего возмущения действиями чиновников от Министерства.
Обидно, что при так громко заявляемых целях развития личности ребенка, индивидуализации и общедоступности обучения каждому, при стремлении обеспечить полное образование, состоящее не просто в изучении отдельных предметов, а во всестороннем воспитании и обучении, система развивающего обучения Занкова со всеми наработками за 60 лет выбрасывается за борт. О ней даже вслух уже боятся говорить, а ведь она признана не только широкой общественностью России, используется в Белоруссии, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Федеральный научно-методический центр (который, кстати, на сегодня насчитывает более 80 филиалов) наладил творческие связи с педагогическими коллективами школ городов Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия); с учеными Бразилии, где в 2019у год запланирована конференция по системе. В Японии переведены все работы Леонида Занкова; в Норвегии во многих школах используют в переводе учебники системы Занкова по математике; в 2016 году китайские ученые увезли весь комплект учебников с целью перевести и адаптировать для своей системы образования. Будет жаль, если система Занкова вернется к нам из одной из этих стран.
Пока в настоящее время, несмотря ни на что, продвижением идей Леонида Занкова, новых разработок, идущих в ногу со временем, продолжают заниматься Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Комментарии отключены - материал старше 3 дней
комментарии(0)