0
3808
Газета Образование Интернет-версия

28.06.2018 00:01:00

Адам Смит знал, как измерить достоинство преподавателя

Ученик, как покупатель на рынке, в любой момент должен иметь возможность перепоручить себя другому педагогу

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: адам смит, образование, репетиторство, ученик, преподаватель


128-8-1.jpg
Памятник Адаму Смиту в Лондоне.
Фото Андреаса Праефке

Вроде не совсем круглая, но все же красивая дата: 16 июня 1723 года родился шотландский экономист, философ-этик Адам Смит. В Эдинбургском университете 25-летний Адам Смит читал изящную словесность и естественное право. «Постепенно, под влиянием вопросов слушателей, – пишет биограф, – он перемещался к более актуальным темам: справедливость, бедность и т.п.». Иначе говоря, слушатели (а Смит работал за их деньги) управляли говорящим, содержанием его занятий. Внимая лектору, они могли задать любой вопрос. А при необходимости – покинуть зал и перейти в другой.

Формула «спрос (то есть вопрос ученика) диктует предложение» работает в образовании лишь при условии всегда открытой двери класса. Ученик, подобно покупателю на рынке, в каждый удобный для него момент должен иметь возможность перепоручить себя другому педагогу («продавцу»), покинув данный класс в пользу соседнего.

Этой природе рынка применительно к образованию Смит посвятит многие страницы своего главного труда «Исследование о природе и причинах богатства народов». Защищая право молодежи на свободное образовательное поведение, Смит настаивает: менять преподавателей (кафедру, колледж) студент должен так же спокойно и спонтанно, как прогуливающийся по торговым залам покупатель. То есть «не испрашивая предварительно и не получая на это разрешения у колледжа (преподавателя), который они намереваются оставить».

Наблюдая этот «рынок репутаций» в Эдинбурге, а затем и в Университете Глазго, отнюдь не из тиши своего вице-ректорского кабинета, а из самого пекла событий (вице-ректор сам преподавал), Смит записывает: КПД «рыночных» вузов намного выше, чем у более для нас привычных административно-силовых, где предложение диктует сам производитель (типа Оксфорда в то время).

Слышится нота изумления, когда он сообщает: инновации скорее проникают в бедные университеты, где педагоги полностью зависят от гонораров своих слушателей. А «наиболее богатые и лучше всего снабженные университеты проявляют наибольшую медлительность в их принятии».

То есть в образовании, о котором сегодня иначе, как о самой консервативной и закрытой отрасли, не говорят, рынок на уровне «учитель–ученик» работает безукоризненно. Даже в обыкновенной беседе именно чьему-то «спросу» (реплике, обращению) всякий из нас обязан тем, что обретает повод «предложить» в ответ свои возможности и стать полезным собеседником.

Польза на первом месте: люди и в диалог вступают нередко лишь ради нее. Но что она такое в педагогике? Наши духовные искания, приросты и утраты – кто оценит их, какими инструментами, в каких биткоинах?

«Стремление быть полезным» – базовая единица измерения студентом человечности преподавателя, по Смиту. Вот как об этом пишет он сам: «Таково великодушие и благородство большей части молодых людей, что они отнюдь не склонны игнорировать или презирать наставления своего учителя, если он обнаруживает хотя сколько-нибудь серьезное стремление быть им полезным».

Это стремление к добру (по-русски «польза» и «добро» почти синонимы) представляет собой акт свободной воли, а никак не штатную обязанность профессора. С другой стороны, «вопросительное» право слушателя на рынке (право на вопрос, получение ответа и последующий поиск новых собеседников) также является нормой эффективного общения. Оно не нуждается в законодательном оформлении, как право на дыхание.

Но не для Адама Смита. В своем величайшем сочинении он отпускает желчную усмешку в адрес одной юридической бумаги, которую называет «вознаграждением за посещение». (Не узнали? Это – аттестат!) Она блокирует свободу поведения студента на рынке услуг, предписывая аккуратно отбывать все предлагаемые курсы и предметы до последнего звонка. И как с ней поступить? Какими инструментами преодолеть давление зловредной корочки на нравственное поведение людей?

Он был еще и репетитором – в перерывах между университетскими делами занимался с «мелкотой», которую брал на домашний пансион. И лишь когда канцлер казначейства Великобритании предложил 1000 фунтов в год за воспитание сына, согласился оставить преподавание. Зашел вернуть студентам Университета Глазго гонорары за непрочитанные лекции, из которых складывался заработок профессора. Они не взяли, оценив его работу с ними в самых превосходных выражениях...

Что же придумал Смит? Он предложил не уничтожить аттестаты в школах и университетах, нет, а предоставить право каждому частному педагогу выдавать свой собственный выпускной документ: «...А там пусть все решает конкуренция...»

Нынешние продолжатели его учения мыслят не так масштабно. Свежий пример. На вопрос автора этих строк, принадлежит ли доблестная армия репетиторов России к частному или иному сектору образования, представитель федерального правительства дал такой ответ: «Пусть сначала зарегистрируются как индивидуальные предприниматели, заплатят налоги, а потом поговорим».  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2199
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3568
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7117
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10387

Другие новости