Учиться в столичном вузе - хорошо, но вот жить в Москве хорошо не всегда получается. Фото с сайта msu.ru
Большая часть сельских семей ориентируется на университеты своего региона. И только 5% – на московские и петербургские. Жители региональных столиц также в основном предпочитают местные вузы (на столичные и расположенные в иных регионах сориентированы только около 20%), а вот обитатели рядовых городов чаще «смотрят на сторону» (около 35%). Таковы данные очередного выпуска аналитического обзора исследования экономики домохозяйств, недавно опубликованного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).
Как оценивают ситуацию эксперты в динамике, количество желающих покинуть родной город идет на убыль. И сегодня уже меньше людей, желающих учиться в столичных городах. Если даже обучение в вузе обходится без затрат, сама жизнь в столичном регионе многим оказывается просто не по карману.
«Получение высшего образования, как и в предшествующие годы, остается для семей социальной нормой», – констатируют авторы нового мониторинга. Этот тезис подтверждается позицией 89,4% респондентов, и, как отмечают эксперты, тип поселения, в котором проживают такие семьи, особой роли не играет. Кроме того, доля опрошенных жителей сельской местности, выступивших в пользу высшего образования, растет. Например, в 2014 году она составила 61,8% респондентов, а в 2017-м – уже 87,7%.
Притом что значимость высшего образования для категорий родителей из разных регионов довольно высока, в 10-й класс школы идут всего лишь 45,93% ребят из сельской местности (в городах – 60,94%). Эксперты полагают, что профобразование остается сегодня для них более доступным либо оно рассматривается родителями как трамплин для дальнейшего получения их детьми высшего образования.
Безусловно, причина здесь кроется в плохой школьной подготовке. Поэтому более половины родителей убеждены в необходимости дополнительных занятий для получения высоких баллов на обязательном государственном экзамене (ОГЭ) и ЕГЭ (53,7%). Причем доля родителей, надеющихся только на школу, постепенно растет, однако пока это лишь половина от общего числа. (Эксперты объясняют это скорее не только изменением политики в самой школе, но и отчасти невозможностью оплачивать работу отдельных репетиторов для ребенка.) По данным мониторинга РАНХиГС, в 49,2% семей дети посещают платные занятия в различных организациях дополнительного образования, 16,7% – в школе, 28% занимаются с репетиторами.
Но и политика школьного начальства становится более гибкой. Например, для учителей, подопечные которых показывают хорошие результаты на ЕГЭ, предусмотрено материальное вознаграждение. Вообще «хорошая» школа, навык к самостоятельным занятиям и посещение дополнительных занятий – эти факторы большинство родителей назвали наиболее важными условиями для получения качественного общего образования (86,3, 85,5 и 81,7% респондентов соответственно). Еще один штрих – родители подчеркивают значимость патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе. Это отметили 55,2% семей, и, по мнению 56%, в рамках общего образования оно осуществляется на хорошем уровне.
Что касается выбора профиля будущей специальности, то большинство семей (75,6%) прежде всего ориентируются на интересы и способности своих детей. Как показывает мониторинг, предпочтения семей при выборе вузов для своих детей постепенно меняются. Все меньше их прочат в экономисты и юристы, все больше – в инженеры. Наиболее же перспективными родители считают специальности, связанные со сферой информационных технологий, медициной и работой в силовых структурах.
Еще мониторинг интересен тем, что были проведены и опросы учителей. Например, как учителя оценивают сегодня собственные возможности по подготовке ребят к ОГЭ и ЕГЭ? Способна ли школа обеспечить успешное прохождение итоговой аттестации без дополнительной подготовки? Вывод таков: в учительском сообществе считают по-разному. Не верят в возможности школьного обучения 37,9% респондентов, 30,3% полагают, что такую подготовку могут дать только лучшие школы, а 31,8% – что большинство школ в состоянии обеспечить соответствующий уровень.
И, как утверждают эксперты РАНХиГС, за последние годы число настроенных позитивно практически не изменилось. При этом их стало больше в сельских поселениях, тогда как в городах прибавилось учителей-пессимистов. По мнению специалистов, это объясняется тем, что сельские педагоги субъективно оценивают результаты своей профессиональной деятельности.
Неоднозначно высказались учителя и о влиянии введения ОГЭ и ЕГЭ на уровень подготовки школьников: 24,1% считают, что он снизился, 66,1% видят улучшение знаний по предметам, выбранным для сдачи экзаменов. Тех же, кто отметил рост уровня школьной подготовки в целом, оказалось лишь 9,8%.
комментарии(0)