Дополнительные кружки – все в меньшей степени становятся кружками
по интересам. Все заняты подготовкой к ЕГЭ. Фото агентства «Москва» |
Почти одновременно вышли два мониторинга. Авторы – исследователи Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Первые выяснили, куда сместился фокус родительского внимания при подборе дополнительного образования для ребенка. Вторые узнали, каковы образовательные потребности современного поколения старшеклассников. Главный вывод и тех и других таков: и подростки и их родители не верят больше в школу.
Сначала питерские ученые спросили школьников об их отношении к учителю. Старшеклассники должны были ответить на вопросы о том, какому педагогу они готовы доверить свое образование. Обобщенная характеристика идеального школьного наставника выглядит так. Он умеет убеждать, говорит понятно. Имеет чувство юмора. Объективно оценивает результаты ученического труда. Аргументирует оценки учеников без эмоций.
Мы показали данные характеристики практикующим школьным психологам. Все они тоже сошлись во мнении, что сегодня у детей повысился интерес к комфортному общению с педагогом – комфортному, это когда без крика, с юмором и легко. Подростки зачастую ощущают на себе итоги ежедневного манипулирования со стороны взрослых и к окончанию школы даже чувствуют «школьную усталость», свидетельствуют авторы исследования СПбГУ. И тема беcконфликтного общения для них важна.
Еще, комментирует ситуацию доцент СПбГУ Леонид Илюшин, школа отталкивает ученика своей тревожностью. Она выступает активным конкурентом внешних занятий в борьбе за основные ресурсы ученика – личное время, внимание и самостоятельную интеллектуальную активность. И в учебном учреждении зачастую создается напряженная атмосфера, которая не позволяет развивать установку на саморазвитие и непрерывное образование в течение всей жизни. Леонид Илюшин называет это «отзеркаливанием» (принятием) позиции взрослых, которые используют учебную тревожность, страх неудачи и заниженную самооценку как ресурс мотивации. «Детям в школе часто говорят, что знания пригодятся им в будущем: на контрольной, на ЕГЭ, во взрослой жизни. Таким образом, некоторые педагоги обесценивают настоящий момент, сиюминутность. Ребенок уже не живет здесь и сейчас, он все время чего-то ждет – в этом уязвимость всей системы школьного образования», – считает соавтор исследования, доцент СПбГУ Анастасия Азбель. Поэтому, резюмируют авторы, почти 70% подростков отмечают, что занятия, которые они выбирают сами, дают им больше, чем обязательные уроки.
С этими выводами перекликаются результаты мониторинга эффективности школ РАНХиГС «Дополнительное образование школьников за 2013–2017 годы». В последнее время семьи стали считать дополнительные занятия важным условием повышения качества образования. Доля детей, посещающих кружки, сегодня примерно одинакова и в сельской местности, и в городах. Этой деятельностью в 2017 году были охвачены 64,7% школьников. Особенно востребованы дополнительные занятия в общеобразовательных организациях, в которых обучается ребенок. При этом родители также не отказываются и от услуг репетиторов. Они демонстрируют постоянную готовность вкладывать деньги в эти сферы. Даже в случае ухудшения материального положения около 40% семей не откажутся от дополнительных платных услуг.
Одним словом, в возможности только школы родители уже не верят. Фокус внимания их, как отмечают исследователи, все больше смещается с всестороннего развития ребенка на дополнительную подготовку по школьным предметам. По мере взросления ребенка снижается число семей, в которых дети посещают дополнительные занятия с целью развития общей культуры, кругозора, творческой деятельности. Основной целью родителей учащихся 9–11-х классов становится подготовка к ЕГЭ, и наиболее актуальной для семей становится подготовка по математике, русскому языку, иностранным языкам. Если дело пойдет так и дальше – то хорошее образование станет исключительно делом рук самих родителей и школьников.
комментарии(0)