Психологи уверяют, что готовность к школе определяется способностью ребенка следить за своими вещами. Фото РИА Новости
Грядет начало учебного года. Опытные психологи советуют всем родителям настроиться на «учебный» лад и постараться избегать ряда типичных ошибок, которые могут привести к стрессовым ситуациям для ребенка. Рассмотрим некоторые из родительских заблуждений.
Прежде всего отметим, что 1 сентября в этом году приходится на субботу. Согласно российскому законодательству, если День знаний выпадает на выходной день, то торжественные линейки переносятся на будни. Однако точную дату школьной линейки непосредственно нужно узнавать в своем учебном заведении.
В прошлые годы было много дискуссий на тему переноса тех или иных каникул. Все эти разговоры привели к тому, что к 2019 году выход на каникулы скорее всего станет централизованным и будет подчиняться строгому графику, единому для всех школ. Потому что от этого зависит время различных важных мероприятий – проведения олимпиад разного уровня, больших воспитательных акций, научных и творческих конкурсов, предметных олимпиад и т.д.
Так что расписание каникул сегодня разрабатывает Минпросвещения. Перед началом учебного года оно готовит нормативы с рекомендованными датами каникул на осень, зиму, весну и лето. Каникулы в 2018/19 году будут, как и прежде, определяться школьным руководством.
В первый класс в этом году идет больше учеников. Демографическая ситуация, к счастью, значительно улучшилась. Судя по данным с мест, в регионах в среднем прирост первоклашек составляет 5–10%. Например, в Санкт-Петербурге в 2015 году порог школы переступили в первый раз 47 тыс. детей, в 2016-м – 52 тыс., в 2017-м – 58 тыс., в этом году пойдет 61 тыс.
Как отмечают эксперты-логопеды, в крупных городах стала заметнее тенденция отдавать детей в первый класс позднее семи лет. Частая причина – ребенок не готов ни психически, ни физически. Многие родители считают, что если малыш умеет считать и писать, то он созрел для того, чтобы учиться в школе. Увы, нет, говорят психологи. Инна Федорова, директор семейно-образовательного центра «Растем вместе» (Уфа), напоминает, что «готовность» определяется способностью ребенка следить за своими вещами. Например, находить и узнавать их, убирать в шкаф, вешать на полку, самому переобуваться и переодеваться. Далее – умением коммуницировать. Ребенок без страха способен сообщать взрослым о своей проблеме. И, наконец, способностью воспринимать информацию, узнавать что-то новое.
Практикующий психолог и логопед из Подмосковья Николай Сорокин (Электроугли) отмечает, что в последнее время стало много приходить на прием родителей с четырех-семилетними детьми с жалобами на то, что их дети постоянно и много говорят, но при этом речь их несуразная и бессмысленная. Это происходит под влиянием популярных экшн-мультфильмов. Герои которых вечно куда-то спешат, летят, с кем-то сражаются, кого-то убивают. «Мультяшного» малыша можно сразу заметить на любой детской площадке. Он много говорит, громко кричит, активно жестикулирует. Если такому ребенку только четыре года, то это чаще всего явление сенсорной эхолалии, и осмысление того, о чем он говорит, обязательно позднее придет к ребенку, отмечает эксперт. А вот когда дети постарше ведут себя подобным образом, то это может быть явным признаком того, что идет злоупотребление телевизором. Ограничить просмотр мультфильмов следует в таком случае обязательно. И начать больше с ребенком общаться.
Психолог Юлия Гиппенрейтер дает ценные советы родителям. Напомним важные и имеющие непосредственное отношение к первокласснику.
Многие родители в первый раз приступают с ребенком к домашнему заданию. И стремятся все сделать идеально. Помогайте ребенку только в том, что малыш не может сделать сам. Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка.
У многих родителей не хватает терпения. Нет таких ситуаций, когда малыша можно ударить. Выражать недовольство можно действиями ребенка, но не ребенком в целом. Лучшее наказание – лишить его чего-то хорошего, а не сделать ему плохо.
Кстати, Юлия Гиппенрейтер советует не начинать стимулировать детей рублем. Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что малоэффективен. Обычно дело кончается тем, что претензии ребенка растут – он начинает требовать все больше и вперед, а обещанных изменений в его поведении не происходит. При денежном стимулировании ребенок начинает заниматься не «личным творчеством», а «зарабатыванием денег».
Многие папы и мамы первоклассников – «перфекционисты». Специально для них такой совет – можно заставить ребенка механически заучивать уроки, но такая «наука» осядет в его голове мертвым грузом. Более того, чем настойчивее будет родитель, тем нелюбимее окажется даже самый интересный и нужный школьный предмет.
Многие родители считают расписание дня пережитком прошлого. «Детям не только нужны порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности», – отмечает Юлия Гиппенрейтер. Детям гораздо больше, чем взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. А весь свой нерастраченный педагогический энтузиазм родителям лучше всего направить на себя. Обязательно пригодится.
комментарии(0)