Фото сайта asmolovpsy.ru
Пресс-служба Министерства просвещения РФ сообщила, что Научно-методический совет по учебникам Минпроса сократил федеральный перечень учебников (ФПУ) на 37% (с 1370 наименований до 863). По итогам ревизии, проведенной научно-методическим советом, была поставлена под сомнение эффективность 507 наименований учебников.
Отметим, что ещё в апреле прошлого года глава Минпроса Ольга Васильева заявила, что треть школьных учебников не прошла дополнительную экспертизу, проведённую Российской академией образования (РАО). Это вызвало неоднозначную реакцию в экспертном сообществе.
11 декабря с.г. в Москве состоялся круглый стол с участием ведущих экспертов в области образования, образовательной политики, специалистов-практиков с многолетним опытом работы в отрасли, среди которых: Евгения Абелюк, Александр Адамский, Александр Асмолов, Марина Битянова, Наталья Виноградова, Михаил Кушнир, Александр Милкус и многие другие.
В ходе круглого стола были представлены результаты экспертного опроса на тему «Формирование современной образовательной среды и рынок учебной литературы в контексте реализации нацпроекта «Образование» в 2018–2024 годах». Этот опрос провел Центр общественно-политических проектов в октябре-декабре 2018 года при участии 49 авторитетных российских экспертов.
По итогам опроса эксперты предостерегли правительство от формального технократического подхода к реализации национального проекта «Образование» и образовательной политики. Поскольку проведение круглого стола совпало с резонансным решением Научно-методического совета Минпроса России исключить из ФПУ более 300 учебников, получивших отрицательные заключения, участники круглого стола высказали по этому поводу свое мнение, выразив свое общее недоумение по факту непрозрачности и непубличности процедуры корректировки ФПУ.
Эксперты высказались за повышение качества экспертизы и ее защиты от влияния лоббистов. По мнению многих экспертов, существующая процедура экспертизы слишком закрыта и непрозрачна. Была отмечена также заметная монополизация рынка учебников. В частности, издательство «Просвещение» является лидером по количеству учебников и тиражам. По информации газеты «Коммерсант», доля присутствия этой компании на рынке составляет 72% (https://www.kommersant.ru/doc/3828363).
Доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии образования (РАО) Александр Асмолов подчеркнул, что в России сегодня ключевыми производителями образовательного контента являются такие мощные игроки интеллектуальной индустрии, как издательства. Они действуют на коммерческой основе, что нормально, однако они попали в «порочную систему ответственности за контент».
«Мы видим цепочку: новый министр – борьба за его благосклонность – новый перечень доверенных издательств – новый федеральный перечень, – прокомментировал ситуацию эксперт. – То есть учебники выбрасываются из ФПУ потому, что они оказались в лоне не тех издательств». Академик подчеркнул, что сегодня, когда «каждый ребенок сам себе Google и Яндекс», дети буду просто испытывать недоверие к этой системе, в которой эксперты РАО, РАН и министерства пытаются загнать их в прокрустово ложе перечня учебников.
По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, ситуация вокруг ФПУ показывает, что Министерство управляет очень архаичными реалиями. «Дети не будут ограничены ФПУ, – заявил он на Круглом столе. – Мы видим, что дети страстно хотят учиться, но никакие ФПУ не помешают им, как говорил герой Марка Твена, получить образование, только дети уйдут из тех форматов, которые регулируются ведомством».
Евгения Абелюк, автор учебников, участвующих в экспертизе, отметила, что сегодня из школьной практики вытесняются программы с вариативностью для разных детей и разных учителей, что может уже в обозримом будущем привести к потере того уровня образования, которое у нас есть.
По мнению участников Круглого стола, Министерство просвещения не должно «играть на поле монополий». Между тем результаты проведенной тесно связанной с издательством «Просвещение» Российской Академией образования дополнительной экспертизы и итоги заседания научно-методического совета могут свидетельствовать как раз о предпринимаемых компанией мерах по дальнейшей монополизации рынка учебников с помощью устранения с него продукции конкурентов. Такое сокращение ФПУ уменьшает вариативность учебных программ и снижает качество образования. Это идет в разрез с достижением цели «номер один», поставленной президентом РФ в мае 2018 года – войти в десятку стран мира по качеству общего образования.
Участники круглого стола высказали опасение, что формальный подход к формированию перечня учебников и вектор на сокращение ФПУ со стороны Минпросвещения приведет к такому же формальному его исполнению на практике. А в регионах с недостаточной бюджетной обеспеченностью, где родители не могут позволить покупать качественные учебники и пособия за собственные средства, будут приводить к падению образовательных результатов и росту социального неравенства.
Александр Асмолов, являющийся также членом Совета при президенте по правам человека, заявил о своей готовности довести результаты исследования до президента страны Владимира Путина.
Как бы то ни было, с сожалением вынуждены были констатировать эксперты, ситуация с отбором и изданием школьных учебников не меняется. Несмотря на жесткое выступление на эту тему депутата Госдумы Андрей Лугового, жестко критиковавшего монополизацию рынка учебников и сокращение ФПУ, Минпрос пока никак не отреагировал ни на его обращение, ни на сплоченную позицию авторитетных российских экспертов и даже ведущих ученых РАН, выступающих за вариативности школьного образование и создание конкурентной среды в сфере издания учебников.
Это не сулит ничего хорошего российской средней школе, которая может утратить свой авторитет и ведущие позиции во всем мире.
комментарии(0)