0
3669
Газета Образование Интернет-версия

30.01.2019 16:24:00

Родители детей-инвалидов не хотят инклюзии

Новое исследование опровергает устоявшиеся стереотипы о безбарьерной среде

Тэги: образование, воспитание, инклюзия, дети, овз, инвалиды, безбарьерная среда


19-8-2.jpg
Без подготовки всего класса инклюзия
не принесет никаких воспитательных
результатов. Фото РИА Новости
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования» подвели итоги мониторинга доступности образования для детей-инвалидов. И выяснили, что каждый третий родитель не хочет учить своего ребенка в условиях инклюзивного образования. Еще эксперты фонда считают, что для детей с ОВЗ по-прежнему не создана доступная городская среда.

В опросе приняли участие родители, воспитывающие детей с инвалидностью, из 68 регионов страны. Они же указали и причины, по которым дети не учатся в инклюзивных школах, это – отсутствие доступных коррекционных учреждений, специализированных групп в детском саду или школе, соответствующих специалистов, доступной среды, специализированного питания, отказ руководителей учебных учреждений принимать ребенка с инвалидностью.

Цифры интересные, потому что среди директоров школ и чиновников распространена такая точка зрения, что все родители детей с ОВЗ стремятся во что бы то ни стало отдать ребенка в инклюзивную школу. Даже при наличии коррекционных школ они делают выбор в пользу инклюзивной, потому что наслушались «пропаганды». И директорам приходится прилагать усилия, чтобы помочь им сделать осознанный выбор.

На самом деле тема инклюзии достаточно сложная и острая. То там, то здесь вспыхивают скандалы, слухи, битвы родителей. Из недавних – история про московских жителей одного подъезда, которые сломали пандус, сделанный для местного мальчика-инвалида, колясочника. Все это из-за недостатка так называемой инклюзивной культуры у общества. Английские исследователи Тони Бут и Мэл Эйнскоу, авторы книги «Показатели инклюзии», считают, что в стране, развивающей эту тему, все должно быть построено по трем осям. Первая – инклюзивная политика. Вторая – практика. И третья – культура. И в этом случае получается, что политика – это когда не указание сверху «построить инклюзию в стране», а именно выбор самих граждан. Практика – это не просто пандусы и безбарьерная среда, а еще и мелодичный звонок в школе, чтобы не напугать ребенка-аутиста громким сигналом. А культура – наличие такой атмосферы в учебном заведении, которая создает особые отношения, ценности, сплоченность.

На одном из семинаров в Высшей школе экономики (НИУ) приводился такой пример. В классе появился мальчик с инвалидностью. С его одноклассниками, разумеется, никаких занятий не провели. Просто школой были взяты обязательства по инклюзии, вот она и приняла ребенка-инвалида. И в результате мальчик все время был один: девочки косились, мальчишки толкали его. Одна из мам наблюдала за играющими детьми на улице и рассказала потом родителям, что он, когда рядом кувыркались в снегу другие дети, тоже пытался заехать на коляске в сугроб. И был счастлив, что может делать что-то, как все. Разумеется, ему никто из одноклассников в этот момент не помогал. Все дети были заняты своим делом. Во втором полугодии директор школы спохватился, и в классе появился другой преподаватель – психолог, которая уже понимала, что такое инклюзия, и стала готовить ребят к тому, что есть «иные» дети. Только к тому времени мальчик-инвалид сначала заболел и перестал ходить на занятия, а потом и вовсе ушел из этой школы.

То есть без работы с классом инклюзия не может принести тех воспитательных результатов, которых от нее ждут. И «гонки» здесь не нужно.

А обычным детям она может многое дать. У них возникает, как говорят специалисты, безбарьерное мышление. Дети становятся более заботливыми, научаются выстраивать коммуникацию с разными людьми. У ребенка же инвалида, который попадает в инклюзивную среду и видит, как и чем живут другие дети, процесс развития тоже ускоряется.

Французский социолог Пьер Бурдьё, исследователь образования, сравнивая инклюзивное и специальное образование, отмечает их разницу в том, что в делении на специальное коррекционное и обычное образование главенствует медицинская модель. Согласно этой модели, сложности в обучении – это индивидуальная проблема, то есть диагноз. И некоторые дети лучше себя чувствуют в специальных классах. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Но только сегодня эксперты в голос жалуются, что коррекционные школы сокращаются. При этом расходы на обучение ребенка на платной основе в реабилитационных центрах или частных образовательных организациях часто высоки. По опросам ОНФ они варьируются: на дошкольное – от 32 тыс. до 300 тыс. руб., на общее – от 30 тыс. до 500 тыс. руб., на дополнительное – от 52 тыс. до 400 тыс. руб.    

 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
2099
Московские пожарные и дорожные инспекторы готовят школьников к безопасному лету

Московские пожарные и дорожные инспекторы готовят школьников к безопасному лету

Галина Грачева

Перед каникулами взрослым и детям важно повторить правила обращения с огнем и поведения на улицах

0
4036
Наука несмотря ни на что

Наука несмотря ни на что

Михаил Иоффе

Плехановский институт оказался в годы Великой Отечественной войны единственным в Москве экономическим вузом

0
8706
В мире изучают "российский парадокс"

В мире изучают "российский парадокс"

Анастасия Башкатова

Высокий уровень образования в РФ не гарантирует лучшего качества жизни

0
3366

Другие новости