Ранняя подготовка к школе важна, но она не гарантирует, что и дальше обучение будет успешным. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Экономическая ситуация вынуждает родителей менять стратегии обучения ребенка. Например, если раньше к школьным кружкам относились без должного внимания, то сегодня востребованность подготовительных занятий при школе растет. Многим семьям становится не по карману приглашать, как прежде, репетитора к своему ребенку. Таковы данные мониторинга «Дошкольное образование: доступность и качество» Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС).
В целом дошкольным образованием своих детей полностью удовлетворены чуть более половины семей, а треть родителей оценивает его на среднем уровне. Ничтожно малое количество семей полагают, что в детском саду осуществляется только присмотр и уход за детьми.
Согласно результатам социологического опроса, большинство родителей (87,9%) отметили, что их дети посещали детские сады или дошкольные отделения школ, и почти вдвое меньше семей сообщили, что до детского сада их дети посещали ясли. Действующая региональная сеть дошкольных образовательных организаций, согласно данным мониторинга, нуждается во введении дополнительных мощностей, оптимизации и территориальной реорганизации имеющегося фонда. Тем не менее большинство семей (87%) дают своему ребенку дошкольное образование и чуть более половины родителей даже удовлетворены его качеством. Более состоятельные родители по-прежнему отдают предпочтения занятиям с репетиторами. Здесь необходимо отметить, что Закон о самозанятых, принятый в конце 2018 г., может существенно сократить предложение услуг репетиторов в стране.
Необходимость дошкольного образования подтверждается и учителями, вместе с тем в целесообразности обязательной подготовки к обучению в школе уверены только около половины из них. Чего не скажешь о родителях. Семьи как раз уверены в обратном – нужно давать дошкольную подготовку и как можно качественней. И рассматривают выбор хорошей школы как необходимое условие для формирования успешных образовательных траекторий детей. Но... в хорошую школу нужно поступить.
Считая хорошую школу лучшим стартом жизненного пути ребенка, большинство родителей (74,1%) отметили, что они приложили усилия к выбору такой школы. В то же время треть семей, проживающих в сельской местности, подобных действий не предпринимали, и это может быть связано, например, с отсутствием выбора школы или возможности подвоза ребенка в желаемую школу.
Кстати, очень интересная тенденция подмечена исследователями. Как бы нам ни пытались говорить, что сегодня прием в школы ведется исключительно онлайн и никакой дополнительной подготовки первоклассника проводить не надо, большинство родителей убеждены в обратном. Ну даже если мы берем во внимание тот факт, что некоторые школы оправдывают свой отбор тем, что у них тяжело учиться, все равно непонятно, почему школы берут за точку отсчета лучше подготовленного ребенка. Это же не определяет уровень его интеллекта. Как считает, например, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка) Елена Ленская, есть система оценки методом добавленной стоимости. Она помогает определить, насколько дети продвинулись в учебе, например, за год. И сколько именно «добавили» в знаниях подготовленный и неподготовленный ребенок. И это будет более точным определением – способен ребенок учиться в элитной школе или нет. Брать же более подготовленных на 1 сентября детей, рассчитывая, что они и дальше будут двигаться семимильными шагами, ошибочно.
Еще из высказываний Елены Ленской особого интереса заслуживает тезис, что задачу нивелирования значительной разницы в качестве преподавания в школах не обязательно решать за счет присоединения слабых школ к сильным (как это было сделано, например, в Москве), а введя ротацию учителей. В некоторых странах существует практика ротации. Преподаватель отработал в хорошей элитной школе, проявил себя и... уходит работать в школу похуже. В итоге, у детей из разных категорий появляется доступ к разным педагогам. И педагогу это полезно: у него разная практика, он значительно растет в профессиональном плане.
комментарии(0)