В перспективе задания на ЕГЭ будут составлять не учителя, а системы искусственного интеллекта. Фото РИА Новости
Рособрнадзор сообщил, что Федеральный институт педагогических измерений прорабатывает возможность автоматической генерации индивидуальных контрольно-измерительных материалов (КИМов) на ЕГЭ. Авторы разработки уверены: переход к новой системе сделает утечки на ЕГЭ абсолютно бессмысленными.
В настоящее время при подготовке КИМов ЕГЭ разработчики готовят линии заданий с определенными характеристиками в соответствии со спецификацией, говорится в сообщении Рособрнадзора. Затем задания проходят экспертизу и корректорскую правку. Далее из них формируются варианты КИМов для разных часовых поясов и дней проведения экзамена. Все варианты имеют одинаковый уровень сложности, но содержат разные задания. Их формирование производится автоматически с помощью специальных аппаратно-программных средств, затем они случайным образом распределяются компьютером по часовым поясам, периодам и дням экзамена.
Но переход на новую систему сделает ЕГЭ абсолютно индивидуальным. Хотя и случится это, как предупреждает служба, еще не скоро: формирование индивидуальных вариантов ЕГЭ непосредственно в пунктах приема экзаменов на основе банка заданий потребует дополнительной отработки технологии, создания защищенных каналов связи и расширения банка заданий ЕГЭ.
Такая технология будет абсолютно защищена от возможности утечек КИМов до экзаменов, считают авторы инициативы, так как варианты для каждого участника будут формироваться непосредственно перед началом экзамена. Массовое внедрение технологии автоматической генерации индивидуальных вариантов КИМов возможно только после проведения многократных масштабных апробаций, заранее предупреждают авторы нововведения.
В 2019 году эта технология была уже апробирована при проведении всероссийских проверочных работ (ВПР) в 4-х классах. Школы могли сами выбрать удобную дату и время проведения ВПР, а варианты проверочных работ для каждой из школ генерировались на основе банка заданий ВПР. Частично возможность автоматической генерации вариантов реализована и в ОГЭ для 9-х классов.
Напомним, что ЕГЭ вызывает стойкое неприятие у части населения на протяжении практически всех лет от начала внедрения экзамена. В прошлом году разговоры о его отмене пошли с новой силой, потому что даже самые высокопоставленные чиновники заговорили о том, что портфолио вкупе с «большими данными» – некая готовая альтернатива госэкзамену. Одновременно с этим позиция самого руководства Минобрнауки РФ, а затем и Минпросвещения РФ с Миннауки и высшего образования остается неизменной.
Ольга Васильева, министр просвещения, не раз говорила, что ЕГЭ имеет несколько плюсов. Это – одномоментное тестирование, которое служит как выпускным, так и вступительным экзаменом. Оно дает реальное увеличение числа поступивших в элитные университеты абитуриентов из регионов Российской Федерации. Это тестирование годится для разных детей, поскольку дает возможность проявить свои знания тем, кто склонен к детализации во время ответов, и тем, кто теряется от необходимости разъяснять ход своих мыслей. И, наконец, экзамен помогает решить проблему коррупционных схем во время поступления. Поэтому ЕГЭ не надо убирать, а надо совершенствовать.
Усовершенствование ЕГЭ должно идти по линии применения новых технологий, не задевая сути экзамена, который в этой части устраивает практически всех. Работа на электронном носителе, безусловно, с одной стороны, избавляет от бумажной волокиты, экономит время организаторов и упрощает бюрократические процедуры.
С другой стороны, предполагается, что такая возможность принципиально изменит процедуру сдачи экзамена. Выпускники будут получать индивидуальные КИМы, сгенерированные в аудитории за несколько минут до экзамена, и это полностью исключит какие-либо утечки заданий, они станут бессмысленными.
И в то же время наращивание «технологического фактора» – вплоть до использования технологий искусственного интеллекта – в процедуре сдачи экзамена несет риски увеличения технических сбоев. Напомним, что скандалы, связанные с техническими моментами экзамена возникают на ЕГЭ из года в год. Например, в нынешнем сезоне в части регионов неожиданно был отменен или перенесен на другое время пробный экзамен. Причиной назвали «технические трудности». Еще один технический сбой не позволил сдать ЕГЭ по математике в двух ППЭ Ивановской области: возникли проблемы при передаче заданий по защищенным каналам связи для распечатывания непосредственно в аудитории.
Но эти трудности, кажется, никого уже не пугают.
комментарии(0)