0
6931
Газета Образование Интернет-версия

25.09.2019 18:27:00

Чаша терпения профессуры переполнилась

Казанский ученый предлагает снизить зарплаты ректоров и разогнать часть чиновников

Тэги: татарстан, образование. наиль фаткуллин, университетская жизнь, бюрократизация, вузы, ректоры, доходы


татарстан, образование. наиль фаткуллин, университетская жизнь, бюрократизация, вузы, ректоры, доходы Казанский университет имеет глубокие революционные корни. Фото с сайта kpfu.ru

Профессор Института физики Казанского федерального университета, лауреат Госпремии РТ Наиль Фаткуллин разместил в Интернете петицию и призвал ученых к открытой дискуссии. Ученый убежден, что политика, проводимая Министерством науки и высшего образования РФ, губительна для вузов и приводит к деинтеллектуализации страны.

«Развитие науки и образования невозможно без человеческого таланта и академических свобод, создающих необходимые условия для творческого преподавания и научной работы. Без них корпуса и аудитории, заполненные самым современным и дорогостоящим оборудованием, не более чем склады приборов, быстро устаревающих и ломающихся даже без всякого употребления», – пишет ученый в петиции. Он считает, что Миннауки сегодня «отравляет университетскую жизнь бюрократизацией, достигшей   гротескно-чудовищных  размеров, парализующей нормальную университетскую жизнь и порождающей  различные формы лже- и псевдонаук». «Под звон громко заявленных  космизмов, суть которых сводится к обещаниям чудес в ближайшем будущем,   происходит деинтеллектуализация страны, – пишет Наиль Фаткулин. – Первейшим признаком ее является вытеснение фундаментальной науки и образования в России из всех сфер университетской жизни».

 Интернет-издание «Вечерняя Казань», которое публикует петицию, дает развернутые комментарии тезисов. Как заявляет Наиль Фаткулин, студентам в полтора раза сократили количество часов на изучение фундаментальных предметов, заполнив время новомодными дисциплинами. И тем самым сделали будущего аспиранта не способным выдержать конкуренцию с западными студентами в его дальнейшей научной жизни. Огромный научный бюджет тратится нецелесообразно. Львиная доля уходит на инфраструктуру: строительство кампусов и корпусов. И на псевдонаучные и псевдопедагогические направления. Преподавателя завалили бумажной отчетностью: УМК, ФОС, РПД. Обязали по графику выдавать определенное количество научных статей в год. 

Как считает ученый, разросшийся управленческий аппарат, который старается из всех сил доказать свою профпригодность, регулярно «изрыгает разнообразные почины, судьбоносные инициативы, проверки, грозит аттестацией и увольнениями и т.д.». Профессор напоминает, что преподаватель в провинции имеет огромную нагрузку, которая не позволяет ему заниматься научной работой. А краткосрочные договоры выступают в роли психологического прессинга.

В то время, когда Ниаль Фаткуллин писал свою петицию, сам министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков проводил личный прием граждан в приемной правительства РФ. К нему обратились пять заявителей из разных регионов России. Все искали поддержки министра. Так какие же вопросы заявители не смогли решить без министра? Доцент одного из университетов Республики Мордовия обратился к министру с предложениями по реформированию аспирантуры в вопросах установления обязательной защиты диссертации. В частности, он считает правильной реализацию программ аспирантуры только в вузах, обладающих собственными советами по защите диссертаций. Он также предложил пересмотреть существующую систему обучения аспирантов, совместив теоретическое освоение материала с практической работой по профилю. Заявителю министр предложил принять участие в подготовке соответствующих нормативных правовых актов по реформированию аспирантуры. 

Жительница Москвы пришла с просьбой о снятии права бессрочного пользования с земельного участка, предоставленного Московскому педагогическому государственному университету, и передаче его в общую долевую собственность жильцам многоквартирных домов, построенных МПГУ в 2000 году. Руководители автономной некоммерческой организации «Центр академической мобильности» представили Михаилу Котюкову проект «Паспорт мобильности». Это унифицированный онлайн-документ, содержащий всю необходимую персональную информацию о человеке, учитывая имеющиеся у него ограниченные возможности здоровья, географические, социальные, культурные и экономические ограничения. 

Ассоциация выпускников Волгоградского госуниверситета попросила министра о содействии в целевом развитии территории ВолГУ как образовательного кластера, в состав которого должны войти университет, научная библиотека, студенческие общежития, парк и другие объекты. И посетители поднимали вопрос необходимости поддержки и систематизации научно-справочной и научно-технической литературы. 

Теперь рассмотрим предложения Фаиля Наткуллина. По его мнению,  учебная аудиторная нагрузка должна быть в пределах 4–10 учебных часов (два–пять аудиторных занятий по 90 минут) в неделю. Пенсия преподавателей, достигших пенсионного возраста, как и в западных университетах, – около 80% их прежней ставки. При этом сохраняется (при соответствующем желании) право ушедших на пенсию профессоров читать учебные курсы, проводить исследования, оставаться консультантом, но утрачивается право быть руководителем. 

Соотношение студент/преподаватель, а значит, и финансирование университетов должны проводиться в соответствии с числом поступающих на первый курс студентов. Вместо существующих ныне институтов повышения квалификации и стажировок лучше предусмотреть оплачиваемые творческие отпуска по три–пять месяцев через каждые пять лет. Профессор должен иметь возможность самостоятельно выбирать себе форму и место повышения квалификации. 

Фаткуллин предлагает уменьшить полномочия Миннауки и высшего образования, оставив за ним общие рекомендательные функции. Сократить управленческий аппарат университетов, но усилить роль ученых советов. И должность ректоров должна быть регулярно переизбираемой. А оклады ректоров, проректоров и прочего университетского начальства не должны превышать более чем в два раза средние оклады профессоров. 

 Кстати... в 2019 году ректоры вузов подали сведения о своих доходах за 2018 год. И СМИ составили рейтинг их. Возглавил топ-список ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко с доходом в 236,9 млн руб., на втором месте Владимир Мау, ректор РАНХиГС (107,6 млн), на третьем – ректор Всероссийской академи внешней торговли (ВАВТ) Сергей Синельников-Мурылев (почти 60 млн руб.). Ректор МГУ имени М.В, Ломоносова Виктор Садовничий - на 17-м месте. Он получил 13,4 млн руб. Разумеется, доход ректоров сформировала не только зарплата, а еще и другие виды научной и консультационной деятельности. Но цифры все равно завораживают. И не только рядового профессора.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дефицит кадров в Арктике достигает 180 тысяч человек

Дефицит кадров в Арктике достигает 180 тысяч человек

Ольга Соловьева

План адаптации к таянию вечной мерзлоты чиновники обещают составить до конца года

0
2764
У нас

У нас

Любовь Галкина

0
496
Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
3550
Рубль пока укрепляется вопреки дешевеющей нефти

Рубль пока укрепляется вопреки дешевеющей нефти

Ольга Соловьева

Страны ОПЕК+ добились снижения цен на черное золото

0
4858

Другие новости