Как минимум, необходимо пересмотреть ориентиры нацпроекта в сторону обеспечения индивидуального цифрового образования. Фото РИА Новости
В нынешнее беспокойное время как-то подзабыли основные вопросы образования. А между тем пандемия обнажила корни этих проблем. И совсем через короткое время станет еще отчетливее видно, что национальный проект «Образование» неэффективен и грозит усилением неравенства в сфере образования.
От прошлых министров нынешнему главе Минпросвещения Сергею Кравцову достался нацпроект «Образование», на реализацию которого запланировано 784,5 млрд руб. до 2024 года. Проект охватывает 10 федеральных проектов. Одна из отличительных особенностей – несвязанность этих проектов между собой. Как следствие – нацпроект «Образование» не работает на преодоление системных противоречий в сфере образования. На развитие инфраструктуры и достижение показателей качества общего образования направлены лишь два проекта из 10 заявленных: «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» – на каждый из них до 2024 года запланировано израсходовать 277,922 млрд руб. и 79,751 млрд руб. соответственно.
Отсюда следует, что ожидать серьезных прорывов в обновлении школьной инфраструктуры не приходится. Арифметика в этом случае проста: при ежегодном финансировании «Современной школы» 27,8 млрд руб. и средней себестоимости работ по созданию одного «ученикоместа» (около 1,2 млн руб.) удастся создать лишь 23 167 мест. При реальной потребности в 5 млн ученикомест и заданных темпах реновация школ продлится 216 лет. Это означает, что скоро срочно потребуется модель инвестиционного способа создания школьных зданий и комплексов на современной, сетевой основе.
В 2019 году на реализацию проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) было направлено 3,36 млрд руб., а в 2020 году – уже 17,1 млрд. Но, как показала практика последних двух месяцев, создание ЦОС в отрыве от обновления содержания образования и модернизации методик преподавания приводит к тому, что обучаться в цифровой среде школы, учителя и дети оказались вообще не готовы.
Причины провала – от отсутствия домашних компьютеров и низкой скорости доступа в интернет до архаичного состояния образовательных платформ. В 2020 году предусмотрен охват лишь 70% школ сетью интернет со скоростью не менее 10 Мбит в секунду (хотя специалисты рекомендуют скорость в 10 раз больше). При этом оплата услуг провайдеров производится, как правило, крупными платежами, пакетно, из региональных бюджетов, с невозможностью осуществлять мониторинг качества трафика.
Имеющаяся федеральная цифровая платформа Российская электронная школа (РЭШ), разработанная в рамках нацпроекта, представляет собой устаревшую модель переноса архаичных способов образования в цифровой формат. Напомним, что сейчас в населенных пунктах, не имеющих доступа к интернету, занятия проводились с использованием консультирования по телефону и раздачи материалов на флеш-накопителях либо не проводились вовсе.
Что в сухом остатке? Надо бы как минимум пересмотреть ориентиры цифровизации в НП «Образование» в сторону обеспечения индивидуального цифрового образования.
Теперь посмотрим, что с задачей вхождения РФ в десятку стран с развитым общим образованием. Данные 2019 года фиксируют ухудшение результатов российских учащихся в некоторых международных сравнительных исследованиях качества образования, в том числе в PISA. А нацпроект в нынешнем виде не задает инновационные тренды, эффективные инструменты их достижения, в том числе и через содержание образовательных программ.
Вместо этого в документе расплывчато говорится о «внесении необходимых изменений во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты. – «НГ») и примерные программы». А на практике финансируется архаичное «развитие методик и критериев оценки гармонично развитой личности». Такая расплывчатость позволила предыдущему составу руководства отраслью потратить более трех лет на воспроизводство устаревших форм и методов образования, включая неэффективную оптимизацию Федерального перечня учебников, разработку изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт, которые вызвали волну возмущения в образовательном сообществе. Сейчас экспертиза ФГОС поручена Межведомственной группе при президенте РФ по оценке проектов ФГОС.
В итоге национальный проект «Образование» на сегодня представляется неэффективным, имеющим тенденцию к перекосам в сторону масштабной поддержки сферы дополнительного образования и отдельных групп школьников, не учитывающим интересы регионов, образовательных организаций, социальных групп, не отвечающим объективным запросам цифровизации образовательной среды и фактически не обеспечивающим достижение современного уровня качества образования.
В таких условиях любые финансовые вливания не снимают, а усугубляют негативные эффекты. Деньги тратятся вне системы стратегических ориентиров и норм, на текущие расходы и «пожарные нужды», а система показателей по оценке эффективности выполнения проектов включает устаревшие индикаторы.
комментарии(0)