Прием зачетов, контрольных и экзаменов в вузах, по-видимому, все-таки лучше проводить офлайн. Фото РИА Новости
На днях в Госдуму РФ поступил законопроект, подготовленный в Совете Федерации, о внесении в статью 16 федерального закона «Об образовании РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Цель – навести порядок в регламентации дистанционного обучения.
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ», – говорится в законопроекте. Порядок применения их устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего и среднего профессионального образования, а также высшего образования.
Законопроект, как уверяют эксперты, к которым обратилась за комментариями «НГ», носит сугубо технический характер. Тем не менее даже в таком виде он способен всколыхнуть общество. Всех волнует: не имеет ли он какие-то скрытые смыслы? И почему общество сейчас вообще так пристально следит за тем, что происходит в области дистанта? «На мой взгляд, одна из главных проблем – неготовность ряда родителей к ситуации, когда дети неожиданно оказались дома на длительный период и папы и мамы стали реальными участниками образовательного процесса, – подчеркнул в беседе с «НГ» Борис Илюхин, директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС. – И часть задач по воспитанию (да простят меня профессионалы), которыми в последние годы, несмотря ни на что, занималась школа (социализация, искусство коммуникации и др.), легла на плечи родителей. Плюс ко всему – неготовность значительной части педагогов к проведению занятий в дистанционном формате».
Между тем в пояснительной записке отмечается, что импульсом к созданию законопроекта послужил всесторонний анализ существующих норм и их применения в сложившихся условиях. И требуется законодательное закрепление положения о разграничениях полномочий Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий.
Пока законодатели заняты разграничением полномочий, в вузах продолжается обсуждение животрепещущей темы «Насколько вообще можно доверять дистанционным технологиям?»
Ячейка профсоюза «Университетская солидарность» в Московском физико-техническом институте (Физтех) выступила против вытеснения очной формы обучения дистанционным форматом. Протестующие озабочены низким качеством дистанционного преподавания и выступают против замены очной формы онлайн-форматом. Профкомом проведены опросы преподавателей и студентов относительно отношения к онлайн-преподаванию. По итогам опросов и обсуждений составлено открытое письмо к временно исполняющему обязанности ректора Физтеха Николаю Кудрявцеву. Выводы такие: онлайн-преподавание уместно лишь в определенное время и в определенных формах, а некоторые же виды деятельности – прием заданий, контрольных, экзаменов – категорически противопоказано проводить в удаленном режиме.
Большинство преподавателей, отмечают авторы опросов, говорят, что переход на онлайн-преподавание увеличил их затраты времени и усилий в разы. Около 10% считают, что трудозатраты не изменились, остальные – что изменились заметно, но не в разы. В результате этого «поставленного самой природой эксперимента» можно прийти к пониманию того, что онлайн-преподавание на самом деле не упрощает процедуры и не позволяет «экономить» на преподавателях, как предполагалось изначально. Больше всего преподавателей не удовлетворяет отсутствие обратной связи со студентами.
Преподаватели, как известно, народ дотошный. Их напугало планируемое решение провести летнюю сессию онлайн, с помощью так называемого прокторинга. И они не поленились, исследовали систему прокторинга. Свои выводы тоже изложили на сайте.
«Я был как бы экзаменуемым, – сообщает в своем отчете преподаватель. – Для прикола я положил рядом с компьютером пару условных шпаргалок и иногда демонстративно пялился на них. Система не возражала. Иногда я разговаривал с домашними по срочным вопросам или шугал мешающую мне кошку – система не возражала. В ушах у меня были наушники-вкладыши, по которым кто-то мог диктовать мне правильные ответы, – это тоже было проигнорировано. Кстати, в начале, при предложении веб-страницы системы «показать мой экран», мой браузер предложил мне разные опции – можно показать весь экран, а можно только окно какого-то приложения, например только окно того же браузера. Что именно я показал вместо экрана, никого не интересует. В некоторый момент система предложила мне сделать тестовый звонок экзаменатору, но тестовый звонок почему-то не прошел. Резюмируя, могу сказать, что с такой системой «прокторинга» вообще не надо никаких усилий, чтобы воспользоваться шпаргалкой, интернетом или помощью друга. Тогда уж разумнее высылать контрольные студентам на определенное время и явно разрешать пользоваться чем угодно и кем угодно. Эффект будет тот же, но жуликоватые студенты хотя бы не будут иметь преимуществ перед честными».
После этого преподаватели обратились к врио ректора Николаю Кудрявцеву с требованием принимать задания и экзамены онлайн, только если нет возможности сделать это очно (например, из-за режима ЧС). А в дальнейшем не отказываться от очной сдачи сессии и других видов работ для объективной оценки знаний студентов.
Профсоюз также отмечает, что при дистанционном образовании студенты меньше вовлечены в процесс обучения, а занятия стали, как это ни странно, менее интерактивными. «Мы глубоко убеждены, что быстро и в достаточном объеме передать студентам актуальные научные знания, приобщить их к научной и практической работе можно только в рамках очного преподавания», – резюмируют преподаватели Физтеха.
комментарии(0)