Основа работы с детьми и подростками – защита их от всех возможных угроз. Фото с сайта www.fssp.gov.ru
Среди граждан в возрасте от 18 до 24 лет 41% мало знают или совсем не знают о репрессиях периода 1930–1950 годов в СССР, а о событиях на фронтах Второй мировой войны не осведомлены 11% россиян студенческого возраста. Таковы данные исследования Левада-Центра.
Опрос проводился 20–26 февраля 2020 года по репрезентативной выборке из городских и сельских жителей в 50 регионах страны, но опубликован только сейчас. Всего в мероприятии приняли участие 1614 человек старше 18 лет. Социологи Левада-Центра в этом году задали те же самые вопросы, проверяющие информированность граждан о сталинских репрессиях и событиях на войне, что и задавали своим респондентам в 1989 году.
Общее число россиян, которые мало осведомлены или совсем не знают о репрессиях, за 30 лет увеличилось с 13 до 20%. Читали об этих событиях 55% респондентов, еще 24% слышали об этом от очевидцев. При этом, как отмечается в исследовании, почти не осталось прямых свидетелей и жертв тех событий – их число снизилось с 9 до 1%.
Меньше всех о трудностях в тылу и событиях на фронте знает молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (23 и 11% соответственно) и молодые люди не старше 39 лет (18 и 7%). Россияне в этом возрасте чаще узнают о военном времени, читая книги и материалы СМИ, чем их сограждане старше 40 лет, которые почти в равной степени читали и слышали об этом от очевидцев.
Социологи попутно выяснили, какое количество молодых россиян жалеет о распаде СССР. Об этом сожалеет каждый третий молодой житель России в возрасте от 18 до 29 лет (32%). Интересно, что аналогичное исследование в мае этого года проводил и Киевский международный институт социологии (КМИС). Его данные также приводит Левада-Центр. В Украине о распаде СССР сожалеют лишь 15% молодежи.
«Лет 25 назад мы бы увидели очень схожую картину – наши опросы тогда показывали сильную близость украинцев и россиян. Почти по всем вопросам расхождений не было, потому что это было время относительной открытости, дискуссии и демократии», – приводит слова директора Левада-Центра Льва Гудкова издание «Открытые медиа».
В России на первый план выдвигаются мифы о советском социализме. И, по мнению Гудкова, «остаются без внимания скука, бедность, бесперспективность жизни, ограничения мобильности, доступа к информации – все прелести закрытого репрессивного общества».
На днях Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к закону об образовании 2012 года о введении в учебных заведениях всеобщего патриотического воспитания школьников, учащихся колледжей и студентов вузов. Как поспешило заверить Минпросвещения РФ, проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» станет еще одной частью нацпроекта «Образование». Предусмотренные федеральным проектом средства пойдут на реализацию нового закона, который должен вступить в силу с 1 сентября этого года. Кстати, на реализацию программ патриотического воспитания в 2011–2015 годах из федерального бюджета ушло около 591 млн руб., а в 2015–2020 годах планировали потратить около 1,68 млрд руб.
Министр просвещения Сергей Кравцов, представляя нынешний законопроект в Госдуме, перечислил его принципиальные постулаты. Это формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. Также, по его заявлению, в детях будут «воспитывать уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде».
Напомним, что воспитание патриотизма в некоторой степени опирается на настроение общества и дух народа. Например, советская идеология учитывала тот патриотический подъем, связанный с победой в войне, который владел тогда людьми. Этот настрой позволил в невиданно короткие сроки восстановить страну после разрушительной войны и вывести ее на новый уровень развития.
Представляя новый законопроект в Госдуме, председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов заявил, что этот документ «позволит школе воспитывать победителей» (победителей чего – депутат не уточнил).
Истоком российского патриотизма была и остается победа в Великой Отечественной войне. Мероприятия этой тематики – краеведческие походы, поисковые отряды, встречи с ветеранами, уход за могилами погибших солдат, праздничные концерты – обязательно присутствуют в каждой программе патриотического воспитания на местах.
Кроме того, исследуя содержание программ патриотического воспитания в РФ, социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» пришли к выводу, что 98% из них содержат задачи милитаристского характера. Они заключаются в улучшении качества допризывной подготовки граждан, развитии у них чувства долга за выполнение конституционных обязанностей (служба в ВС РФ) и повышении престижа службы в силовых органах.
Вместе с тем в России уровень национальной гордости ниже, чем в других странах со сходными показателями экономического развития. К такому выводу пришли в ходе изучения темы сотрудники лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Маргарита Фабрикант и Владимир Магун. Они подчеркивают, что основная работа с молодым поколением строится на его... защите. От всех угроз, включая информационное воздействие. А с другой стороны – на молодых граждан возлагаются большие надежды, отмечают социологи.
Еще один интересный момент, отмечают социологи НИУ ВШЭ, заключается в том, что люди в экономически развитых государствах гордятся реальными достижениями своих стран. А юные и не очень юные россияне больше всего гордятся историей страны, достижениями в спорте, а также литературой и искусством.
комментарии(0)