0
4279
Газета Образование Интернет-версия

15.07.2020 19:00:00

Бакалавриат как иллюзия высшего образования

Непрофильная подготовка на первых курсах выхолащивает саму идею магистратуры

Николай Елецкий

Об авторе: Николай Дмитриевич Елецкий – доктор экономических наук, профессор, академик Академии философии хозяйства.

Тэги: высшее образование, болонская модель, бакалавриат, магистратура


высшее образование, болонская модель, бакалавриат, магистратура Отказ от специалитета в пользу двухуровневой болонской системы привел к примитивизации многих традиционных академических форм обучения. Фото с сайта www.msu.ru

Происходящие в настоящее время в мире и в России сложные социальные процессы еще более рельефно выявили проблемы и противоречия в функционировании российской системы высшего образования. Установка на приоритет национально-государственных интересов России, особенно в условиях глобальной дестабилизации, заставляет вновь вернуться к вопросу о целесообразности и эффективности перехода к болонской модели высшего образования.

Два десятилетия ее активного внедрения продемонстрировали с полной очевидностью факт несоответствия этой модели социально-исторической генетике российской высшей школы. Эпоха мирового лидерства отечественной системы образования вообще и высшего образования в частности базировалась на иных, сравнительно с болонскими, принципах и методах учебного процесса и организационно-административных механизмах функционирования. Переход от специалитета к двухуровневой модели бакалавриата и магистратуры на деле привел к появлению усеченного, «неполноценного» псевдовысшего образования выпускников первого уровня (по существу, излишнего соотносительно с ранее существовавшей системой среднего специального образования и во многом продублировавшего ее) и симулякра второго, магистерского уровня.

Формализация и крайне низкое качество подготовки магистрантов оказалось обусловлено тем, что, получив якобы высшее образование первого уровня, дипломированные бакалавры в подавляющем большинстве считают необходимым начинать профессиональную карьеру и поступают в магистратуру, в том числе очную, уже устроившись на работу или занимаясь ее активным поиском. В результате большинство из них почти не посещает занятия; к тому же многие выпускники первого уровня, стремясь получить диплом еще по одной специальности, поступают в магистратуру не по профилю своего бакалавриата.

Понятно их стремление расширить свои возможности на рынке труда, но массовое появление на втором уровне обучения студентов с непрофильным предшествующим образованием выхолащивает саму идею магистратуры как «продвинутого», углубленного уровня подготовки. Не владея азами нового образовательного направления, «непрофильные» бакалавры объективно не способны разобраться в содержании «продвинутых» курсов.

Следствием имитационного характера обучения в магистратуре стал расцвет теневого рынка магистерских диссертаций и дальнейшее повышение степени коррумпированности якобы высшего образования. В этих условиях стремящиеся к получению качественного образования выпускники бакалавриата часто приходят к выводу о целесообразности продолжения обучения в магистратуре зарубежных вузов.

Таким образом, в целом практика российского варианта внедрения болонской модели привела к деградации системы высшего образования вследствие снижения качества обучения, роста коррумпированности и формирования условий для оттока абитуриентов, студентов и выпускников за рубеж. Национально-государственным интересам соответствует не встраивание в структуры «глобальных университетов» на положении зависимых и второстепенных «младших партнеров», а восстановление модернизированной модели отечественного специалитета.

«Болонизация» неразрывно связана и с другими инструментами подчинения российского высшего образования интересам и целям других государств и структур глобального влияния. Наиболее негативное значение имеют доведенные до абсурда установки «компетентностного подхода»; требования к учебным подразделениям осуществлять коммерческую деятельность; ориентация критериев оценки научной работы на публикации в журналах, преимущественно иноязычных, входящих в ограниченный перечень иностранных же библиографических баз; и обеспечивающая подчинение деятельности вузов этим требованиям удушающая бюрократизация.

Исходная суть компетентностного подхода определяется естественной и весьма тривиальной идеей о необходимости приобретения выпускниками в результате обучения необходимых компетенций. Конкретное воплощение этого подхода в большинстве зарубежных стран оказалось ориентировано не на формирование творческого личностного потенциала высокообразованного человека, а на узкопрофессиональные навыки человека-функции. В практике же изображающей бурную деятельность российской министерской и вузовской бюрократии «умно звучащее», модное зарубежное клише приобрело гипертрофированные и уродливые черты.

Важнейшим элементом их успешности стало теперь не преподавание, а бесконечная подготовка, обсуждение, корректировка, согласование, проверка и перепроверка, утверждение, неутверждение и переутверждение «матриц компетенций» и иных аналогичных абсолютно бесполезных для реальной учебной работы документов.

Легко усилить «вечную виноватость» преподавателей и через непомерные требования по публикации результатов научной деятельности обязательно в тех журналах, которые включены в зарубежные библиографически-реферативные базы, да еще и непременно в базы Scopus и WoS. Ныне потерял фавор недавно еще любимый жупел чиновников от науки – «ваковские журналы»; недолгой оказалась значимость и отечественной базы РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Почти к нулю сведена отчетная весомость научных монографий, да и в упомянутых зарубежных базах второсортными становятся публикации по итогам научных конференций и в журналах «низших квартилей».

В кардинальной цифровой модификации явно нуждается и такое излюбленное министерское детище, как аккредитационно-аттестационные мероприятия. Сейчас оно в подавляющем большинстве случаев сводится к формальной проверке документации вузов на местах. Вынужденная в условиях эпидемии повсеместная интенсификация дистанционных методов обучения продемонстрировала вместе с тем и широкие возможности дистанционного контроля за содержанием и методикой проведения учебных занятий. В сочетании с уже имеющимся доступом к электронным базам вузовской документации эти возможности делают излишней отправку в вузы многочисленных аккредитационных комиссий.

В сегодняшнем стремительно меняющемся, а в некоторых ключевых аспектах – и хаотизирующемся мире отечественная высшая школа может эффективно реализовать свою миссию, лишь динамично модифицируя концептуальную основу функционирования в направлении обеспечения приоритетности национально-государственных интересов, цифровизации организационных форм и преодоления их бюрократических атавизмов. 

Ростов-на-Дону


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Елена Герасимова

Министр Валерий Фальков не считает важным обговаривать сроки высшего образования

0
5668
Образование и/или карьера

Образование и/или карьера

Игорь Аглицкий

О том, как совместить эти две цели обычному ученику

0
9041
Бауманцам нравилось, что они – «училище», а не «институт»

Бауманцам нравилось, что они – «училище», а не «институт»

Андрей Кокошин

Заметки выпускника 1969 года об особом духе Московского высшего технического училища

0
15244
Университеты как социальная привилегия

Университеты как социальная привилегия

Елена Герасимова

Почти половина студентов поменяли бы вуз, если бы представилась возможность

0
9519

Другие новости