Еще год назад ничто не предвещало «химизации» единого госэкзамена. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Выпускники и учителя утверждают, что госэкзамен по химии (16 июля) был слишком сложным в этом году, а некоторые задачи его – на уровне олимпиады или первого курса университета. Даже ученики профильных классов уходили с ЕГЭ по химии в слезах, с кем-то истерика случилась прямо в аудитории. Медикам пришлось оказывать медпомощь прямо в местах сдачи ЕГЭ. Что же произошло?
Причина не только в чрезмерной сложности заданий, утверждают учителя, но и в неожиданном появлении на ЕГЭ новых задач с формулировками, которые не встречались раньше нигде: ни в материалах открытого банка заданий ЕГЭ Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), ни в демоверсиях, ни в досрочных вариантах. Довольно оперативно, 17 июля, на петицию озабоченных родителей отреагировал Роспотребнадзор. Там уверены, что выпускники, которые были хорошо готовы к экзамену, получат высокие результаты. А для того, чтобы преодолеть установленный минимальный порог баллов на ЕГЭ по химии и даже чтобы набрать баллы, достаточные для поступления в вуз со средним конкурсом на бюджетные места, выполнять задания высокого уровня сложности необязательно.
Что ж! Когда-нибудь это должно было случиться. Уже очень долго лучшие государственные и педагогические умы бьются над вопросом «А что такое – ЕГЭ?». Между тем вопрос не праздный. Это выпускной или вступительный экзамен? Дело в том, что быть и тем и другим, как показывает практика, он уже не может. Почему?
Существующая сетка часов по предмету химия в школьном расписании не способна удовлетворить запросы вуза, считают специалисты. И вообще, максимум что может усвоить ребенок в школе, – это сносное знание двух обязательных предметов – русского языка и в гораздо меньшей степени – курс математики. Недаром, кстати, и появились два экзамена по математике – для продвинутых учащихся и всех остальных. Возможно, что после ситуации с «химическим» ЕГЭ в этом году такое разделение может быть внедрено и при сдаче других предметов.
А пока выпускники собирают подписи под требованием отменить результаты госэкзамена. На сегодняшний день за это высказались уже более 40 тыс. человек.
Многие при подготовке к ЕГЭ решают типичные задачи, ориентируясь на варианты прошлых лет. Происходит это каждый год в течение уже долгого времени, комментирует для «НГ» ситуацию глава Ассоциации учителей и преподавателей химии Людмила Левина: «Школьники, учителя и репетиторы часто ориентируются на задания, которые надо решать по алгоритму. Иногда это приводило к успеху, и многие решили, что всегда так и будет». Но у разработчиков своя задача – составить задания, которые бы дифференцировали выпускников, позволяя отобрать для вузов более подготовленный контингент. И для этого от шаблонных задач и решений надо отказываться.
«Вузы должны получать студентов, которые не только знают на достаточно приличном уровне предмет, но и могут обрабатывать и усваивать новую информацию, умеют думать, ориентироваться в нестандартных ситуациях», – уверена Людмила Левина. И сразу уточняет, что задания ЕГЭ этого года никаким образом не выходят за рамки школьной программы профильного уровня. Все уравнения реакций, величины, формулы – ничего сверх традиционного содержания экзамена. Были изменены лишь формулировки некоторых заданий, и теперь для их решения понадобилось выйти за границы шаблонных действий и немного подумать.
Такое впечатление, что разработчики заданий по-своему восприняли много лет выдвигаемую обществом задачу – убрать натаскивание на ЕГЭ, сделать экзамен не только проверкой возможностей памяти ученика, но стимулировать развитие мышления, повысить уровень понимания химических явлений и закономерностей.
И все бы хорошо, только общество считает, что этот уровень должна обеспечить средняя школа. Однако в сегодняшней ситуации, без изучения химии в объеме 5–7 часов в неделю, это почти невозможно. Так и будет, пока количество часов на изучение химии определяет директор школы, редко выделяя на нее более 1–2 часов в неделю. Иногда он, по словам Людмилы Левиной, и вовсе инкорпорирует курс химии в другой предмет (например, в естествознание) или даже совсем его удаляет из сетки часов в старшей школе. Что делают учителя в этом случае? Многие честно советуют родителям нанять репетитора. Либо сами берутся натаскивать детей на решение задач, ориентируясь на варианты прошлых лет. Такой подход приводит к тому, что любое отклонение «чуть влево, чуть вправо» – и вся система отработанных навыков рушится. Что и показал нынешний ЕГЭ.
«Мне очень много сегодня звонят из разных мест, – рассказывает Левина. – И все обеспокоены сложившейся ситуацией. Но не все ругают систему. Там, где подготовка велась на должном уровне, есть и довольные. Говорят, что наконец-то экзамен похож на настоящий экзамен. Ну не будет у нас много 100-балльников! Что с того! Зато не будет и контингента новоиспеченных первокурсников, которые не способны на должном уровне усваивать учебный материал в высшей школе».
Вообще история со 100-балльниками – это еще одна важная тема. Дело в том, что сегодня это не только предмет гордости учителя и директора школы и даже чиновников, но и в ряде случаев основа для оценки их работы. «Результаты ЕГЭ никак не могут быть критерием оценки качества работы учителя, директора, муниципальных и региональных органов образования», – уверяют представители Министерства просвещения. И тем не менее такая практика до сих пор существует и приводит подчас к наказанию невиновных и награждению непричастных. Честно и качественно работающий учитель и при небольшом числе часов на освоение предмета дискриминируется, а тот, за которого работает репетитор, поощряется.
Таким образом, то, что сегодня поднялась волна «народного гнева», не случайно. Кстати, попытки собрать подписи под такого рода петициями предпринимались еще два года назад. Но тогда они не набрали значительного количества голосов и их оставили без внимания. Спасибо, что сегодня неравнодушные люди не пытаются «замести» проблему под ковер. Однако ее надо решать. Но вряд ли за счет отмены результатов ЕГЭ.
комментарии(4)
0
Максим 20:05 22.07.2020
Формулировки изменять можно по-разному. Сам однажды столкнулся с такой "формулировкой". Сын решал задачу по информатике (в начальной школе, просто на составление алгоритма в общем виде). Я заканчивал один из ведущих технических вузов страны и имел по программированию отлично, работал та тот момент программистом, но не смог понять, что же требуется сделать. Жена показала задачу преподавателю информатики. Только после нескольких часов размышлений она поняла, что же требуется сделать.
0
Максим 20:10 22.07.2020
Люди с профильным высшим образованием несколько часов только пытались понять, что от них хотят. А ведь надо было ещё решать. Вот так была сформулирована простая задачка для факультатива. Так что не вижу ни чего удивительного в том, что у учеников случались истерики. Таких "формулировок" могло быть очень много.
0
Максим 20:16 22.07.2020
Вообще давно обращаю внимание, что техническая литература (регламенты, инструкции, описания, условия) в нашей стране написана совершенно отвратительно. В сравнении с такой же иностранной литературой. Видимо и учебники с задачниками составляются так же неудобоваримо.
0
Jstas 09:20 23.07.2020
Говорить о пользе ЕГЭ для образования, это все равно, что утверждать, что цианистый калий обыкновенная пищевая добавка. Кстати, современные пищевые добавки дадут фору и цианиду, и иприту, и фосгену с зарином по количеству убитых. Но речь пойдет все же о ЕГЭ. Как оно делается… Промер: ЕГЭ по географии. Вопрос: Как называется страна где есть «Поле Чудес»? Варианты ответов: 1) Россия; 2) Страна Дураков; 3) Все таки Россия; 4) Колония мировой закулисы, под названием «росия», по профессору В.Ка