Знание азов медицины, конечно, никогда не помешает. Но эти сведения вполне можно давать и в рамках уже существующих предметов. Фото агентства «Москва»
Пандемическая ситуация побудила депутатов Госдумы включиться в обсуждение школьных программ. Они предлагают ввести в школьное расписание ряд новых предметов, в частности бизнес, медицинскую грамотность и регби.
Со стороны все выглядит логично. И даже вроде жизненно необходимым. Хотя почему бы не дополнить школьную биологию новыми данными и дать дополнительные часы, к примеру, на изучение раздела «Вирусология». На фоне пандемии коронавируса интерес у детей к этому предмету пока есть. И это надо использовать, чтобы заложить основу под воспитание будущих научных кадров.
Интернет-ресурс Pedsovet.org ведет специальный список депутатских инициатив. По его данным, с 2010 года в этом списке уже 62 предмета. С инициативой нынешнего нововведения выступила представитель Национального родительского комитета, член Общественной палаты РФ Ирина Волынец. Она предложила ввести в школах курс занятий по медицинской грамотности. Волынец рассказала, что цель такого курса – повышение общей осведомленности школьников об угрозах вирусных заболеваний и способах защиты от них.
Также за последние пару месяцев реестр пополнился регби. В качестве школьного предмета эту игру предложил председатель высшего совета Федерации регби России (ФРР) Игорь Артемьев. По мнению председателя, этот вид спорта укрепляет иммунитет для борьбы с вирусами.
В школах уже совсем скоро появятся уроки предпринимательства, разработанные ведущими российскими компаниями, но только в формате факультативов. Тоже, кстати, немаловажно в период пандемии. Курс поможет юному населению научить родителей, как разумно тратить денежные средства во время изоляции.
Идея протащить в школу свои инициативы предпринималась многими депутатами неоднократно. Школа – самый благодатный плацдарм для депутатского и политического пиара. А если повезет и пройдет инициатива, появится возможность издать учебники. А это уже совсем другая и очень важная тема. Правда, надо признать, что большинство подобных инициатив так и застревают на этапе предложения. Но некоторые реализуются. Особенно если имеют сильного и влиятельного лоббиста.
Разумеется, не все инициативы бесполезны. Есть и социально значимые. Например, с сентября прошлого года ученики школ Санкт-Петербурга сдают культурные нормативы. Это должно вроде бы помочь учащимся лучше разбираться в российской культуре. Посмотрим позже на результаты.
Институт развития интернета (ИРИ) сформировал свой список школьных предметов будущего. Среди них: основы цифровой грамотности и этикета, робототехника, VR-архитектура и веб-дизайн, архитектура искусственного интеллекта, анализ больших данных (Big Data), киберспорт, программирование, теория решения изобретательских задач и квантовые технологии. Звучит футуристично. Но все это ближе, чем кажется, уверяют нас.
С сентября прошлого года загруженность школьников в некоторых регионах увеличилась на три академических часа. В рамках программы «народные предметы» были введены новые дисциплины – родной язык, родная литература и чтение на народном языке. Экспериментальными площадками были выбраны Ставропольский край, Республика Коми, Новосибирская область, Татарстан, а также Саратовская, Тульская, Ярославская и Пензенская области.
Само школьное расписание давно уже не является неким застывшим монолитом. Каждая школа – сама себе творец. Но сегодня все чаще стали говорить о желании изменений школьного расписания на федеральном уровне. И речь не идет о появлении каких-то отдельных предметов – речь о появлении неких надпредметных компетенций. Например, от школьника ждут умения вступать в диалог, фильтровать информацию, принимать решения, быть ответственным за что-то и т.д. То есть то, чему в прошлом веке учили комсомольские и октябрятские организации, логика и риторика.
До 1959 года предмет «Логика» был обязательным в школе. Не случайно поколение 1950–1960-х одно из самых грамотных, с правильной речью. А ведь большинство из них не имело высшего образования. Все последующие поколения постепенно теряли некоторые из перечисленных качеств. Почему – задача для исследователей сферы образования. Может, отсутствие школьной логики виновато?
Кстати, основных законов мышления всего четыре. Нарушения этих законов ведут к логическим ошибкам. А они уже – к ложным умозаключениям. Бизнес-знания здесь вряд ли помогут.
комментарии(0)