С конфликтными ситуациями в школе зачастую приходится разбираться профессиональным юристам, а не педагогам. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Минпросвещения РФ провело семинар, посвященный школьным программам так называемой медиации. Модератором выступила заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Лариса Фальковская. Что это за программы и почему на них сегодня обращают большое внимание?
Руководитель направления «Программы восстановительного правосудия по уголовным делам» общественного центра «Судебно-правовая реформа» Людмила Карнозова поясняет, что восстановительное правосудие возникло в стране «в ответ на критику о неэффективности наказательного подхода к подросткам-правонарушителям и малолетним преступникам». Медиация более эффективна, она предполагает диалог с пострадавшим, примирение. Органам власти на местах теперь ставят задачу – заставить правонарушителей и их родителей вступать в такой диалог. А главное – научиться принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их реализацию. Для того чтобы выстраивать эти отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями. И вот их надо бы прививать уже с самого детства.
Дети в нынешних условиях зачастую, как считают эксперты, не в полной мере получают от взрослых поддержку, обеспечивающую правильный выход из конфликтных, а иногда и криминальных ситуаций. Подростки срывают уроки, дерутся, и часто их поведением в конце концов начинают заниматься правоохранительные органы. Школа же при этом старается чаще всего перевести несовершеннолетнего нарушителя спокойствия на домашнее обучение или в другое образовательное учреждение. В самой сложной ситуации – в специализированное. Эта ситуация усугубляется еще и социальным расслоением обучающихся.
Увы, но часто получается, что дети в ответе за своих родителей. Ученики, чьи семьи не вполне благополучны в материальном и социальном плане, не всегда могут завоевать авторитет у сверстников и учителей только за счет успешного овладения учебными предметами. В результате одни из них приобретают статус отверженных, другие, наоборот, становятся школьными «авторитетами». Детский рэкет, драки (на жаргоне подростков – «стрелки») – все это есть. В то же время успевающие дети невольно попадают под их влияние и влияние соответствующей подростковой субкультуры, поскольку и их возможности самоутвердиться в школе, особенно в подростковом возрасте, часто ограниченны.
Вообще, по мнению экспертов, пространство современной подростковой жизни интенсивно наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятиями в кружках и секциях; с другой – силовой, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но прежде всего силовыми, методами. В таких условиях, естественно, происходит примитивизация взаимоотношений. Замыкаясь в собственной среде и оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов отношений, дети несут свои разрушительные навыки дальше в социум.
По мнению составителей медиативных программ, опасность кроется также в размытости воспитательных стратегий образовательной организации. Это фактически сводит воспитание к определенному набору мероприятий, формально маркируемых как воспитательные.
Благодаря возможностям быстрых коммуникаций любая конфликтная ситуация в классе (с кем бы из участников образовательного процесса она ни возникла) уже вечером того же дня становится темой для обсуждения родителей всех обучающихся. А дальше, как снежный ком, причиной уже последующего группового конфликта.
Зачастую установки родителей, их высказывания, резкие суждения по отношению к тем или иным жизненным ситуациям, социальным группам и меньшинствам, предопределяют последующие поступки детей. Подобная ситуация актуальна, например, для инклюзивных классов, где очень активно ведут себя родители. В детских и подростковых коллективах образовательных организаций нередки случаи ксенофобии. В конфликты, начавшиеся в классе, часто включаются и родственники конфликтующих.
В общем, одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на гуманистических способах разрешения конфликтов. По мнению Ларисы Фальковской, одним из ключевых инструментов реализации данной воспитательной стратегии «является внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство, предусмотренное Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Свою задачу чиновники видят в том, чтобы «широко информировать педагогический состав образовательных организаций о возможностях восстановительных технологий и медиации». Сегодня, по мнению составителей программы, мы наблюдаем некую «приватизацию конфликта» системой государственного правосудия, передачу ответственности за решение конфликтов из сообществ людей в руки профессионалов правосудия. Как следствие, люди утрачивают способность самим искать выход из конфликтных ситуаций.
комментарии(0)