0
4697
Газета Образование Интернет-версия

25.11.2020 18:16:00

Выпускники-2030 рискуют стать "потерянным поколением"

Пандемия может сделать быстрым и незаметным переход на "новое" образование

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, здоровье, дистанционное образование, потерянное поколение, образование, содержание

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, здоровье, дистанционное образование, потерянное поколение, образование, содержание Карантины и локдауны могут оказаться самыми «эффективными» учителями для подрастающего поколения. Фото Reuters

Детский фонд ООН (United Nations Children’s Fund; ЮНИСЕФ) выступил с заявлением. Главная идея – воздействие пандемии на детей – будет далеко выходить за рамки причинения вреда здоровью. Пандемия нового коронавируса несет еще и угрозы образованию и развитию детей. Стратегия введения локдаунов грозит превращению нынешних школьников в «потерянное поколение». Одновременно с этим поднялась волна критики дистанционного образования, которое, по мнению некоторых экспертов, способствует продвижению в школьное образование опасных «подходов».

«…Сбои в предоставлении основных услуг и растущий уровень бедности представляют наибольшую угрозу для детей. Чем дольше кризис удерживает позиции, тем глубже его влияние на детское образование, питание и общее состояние здоровья. Будущее целого поколения под угрозой», – заявила исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор.

Одновременно с этими опасениями усилилась критика дистанционного образования. И теперь она идет с дополнительным подтекстом. Дистанционка – это всего лишь технологии. Опасность же заключается в том, например, что педагоги учат «по старинке», перенося классно-урочную систему в онлайн-формат. Между тем делать надо все по-другому, учитывая индивидуальные способности учеников. При этом важно развивать мягкие навыки, проектное обучение и «компетентностный подход». Эти тезисы изо дня в день сегодня звучат в речах ведущих спикеров от образования.

Нелишне напомнить, что «компетентностный» подход инициировала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доклад ОЭСР назывался «Будущее образования и навыков: образование 2030». В центре внимания этого прогнозного исследования – дети, которые в настоящий момент обучаются в начальной школе, а к 2030 году будут представлять основную часть населения, вступающую в рабочий возраст. Проект направлен на школьное образование, как общее, так и профессиональное, и частично построен на основе методологии международного исследования PISA, а также использует наработки исследования TIMSS.

В задачи проекта «Образование 2030» входит разработка концептуальных рамок образования и анализ основных образовательных программ разных стран. Помимо этого планируется проектирование учебной среды, способной наиболее эффективно поддерживать развитие компетенций учащихся. Уже 15 стран приняли участие в заполнении вопросника по анализу учебных программ, а еще пять выразили готовность присоединиться к исследованию.

По мысли авторов этой программы, выпускники 2030 должны обладать чувством ответственности за собственную жизнь, за влияние на других людей, за формирование условий изменения мира к лучшему. Самостоятельность заключается в способности осознавать мотивы своей деятельности и ставить задачи на пути к достижению цели. Концепция, лежащая в основе, – взаимопомощь, ведущая учащихся по пути к образовательным успехам.

Проект определяет несколько дополнительных категорий компетенций. Первая – создание новых ценностей. Для того чтобы успешно справиться с предстоящими вызовами, учащиеся должны думать творчески, развивать новые продукты и сервисы, создавать рабочие места, новые предприятия, секторы, социальные модели, прорабатывать инновационные методики, способы мышления и жизнедеятельности. Фундамент компетенции – способность к адаптации, творческое мышление, любознательность и открытость новому.

Следующая компетенция – разрешение проблем и противоречий. В мире неравных возможностей молодым людям потребуется умение улаживать конфликты и снимать напряженность, находить баланс между справедливостью и свободой, независимостью и сообществом, инновацией и традицией. Во взаимозависимом мире люди только тогда достигнут благополучия, когда поймут потребности и желания других. Чтобы быть готовыми к будущему, нам необходимо научиться думать и действовать слаженно, принимая во внимание альтернативные идеи и взгляды в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Но этой красивой логике проекта «Школа 2030» мешает настрой родителей. Они все больше и чаще заявляют, что по новой идеологии за знания отвечает… «гугл». А детей важно воспитать. Так об этом, в частности, пишет латвийская пресса. Там «заочное» обучение внедряется одновременно с реформой «содержания образования». Родители справедливо считают, что «индивидуализация» и внедрение «компетентностного подхода» вкупе с «заочной формой обучения», безотносительно к эпидемиологической ситуации, приведет к радикальной трансформации общества XXI века.

Таковы полярные точки зрения на образование в период пандемии и после нее. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смерть прошла, как детская болезнь

Смерть прошла, как детская болезнь

Николай Фонарев

Открытие сезона в Гостиной Союза писателей XXI века в ЦДЛ

0
401
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
7115
Молодая страна с тысячелетней историей

Молодая страна с тысячелетней историей

Евгений Попов

Как дать студентам целостную картину знаний о российской государственности

0
4939
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2262

Другие новости