Рост затрат вузов при переходе на онлайн-обучение студентов оказался в три раза выше, чем экономия на ЖКХ и сокращении академической мобильности. Фото РИА Новости
В Госдуму внесен законопроект о снижении стоимости обучения в случае перевода образовательной организацией обучающихся с очной или очно-заочной формы обучения на полное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Речь идет в том числе и о вынужденных мерах в случае угрозы возникновения ЧС или введения режима повышенной готовности, говорится в справке к законопроекту.
Напомним, что ранее вопросы снижения стоимости обучения заострили студенты ведущих университетов, в частности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и МГУ имени М.В. Ломоносова. Главной причиной пересмотра цены за обучение студенты назвали потерю качества подготовки при переходе на дистанционный формат обучения.
Ведущие вузы РФ, заметив публичный интерес к теме, решили отстоять свою точку зрения и защитить финансовые интересы. Ассоциация «Глобальные университеты» поспешила разместить заявление, в котором разобрала возникшую ситуацию с точки зрения «права», «экономики» и «собственного опыта». Напомним, что эта ассоциация была создана в феврале 2014 года с целью координации и объединения усилий университетов, ориентированных на достижение международной конкурентоспособности. На сегодняшний момент в нее входит 21 университет.
В ассоциации напомнили, что дистант – это вынужденная мера. Применение университетами дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ полностью соответствует действующему законодательству. В частности, в Федеральном законе «Об образовании» онлайн-обучение относится к технологиям образования, а не к его формам (очная, заочная).
При использовании дистанционных образовательных технологий, отмечают в заявлении, сохраняется форма обучения, объем оказываемой образовательной услуги (включая количество зачетных единиц и академических часов), количество аудиторных часов, организация занятий онлайн в режиме реального времени по расписанию. В случае перехода вузов к реализации образовательной программы в дистанционном формате интенсивность и качество контактных часов не меняются по сравнению с реализацией программ в традиционном формате либо даже усиливаются.
С точки зрения экономики, отмечается в заявлении, университеты несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей нужной техникой. Ассоциация указывает, что в среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на прекращении использования ряда помещений и сокращении масштабов академической мобильности. В то же время вузы сохранили размер платы за обучение для студентов на уровне прошлого года, «потеряв тем самым заметную часть внебюджетных доходов».
Также в ассоциации отметили, что если какой-то вуз систематически не обеспечивает сохранение интерактивного режима занятий, это должно являться не только предметом требований студентов, но и задачей для Рособрнадзора. Но требования должны носить доказательный характер и предъявляться к конкретной образовательной программе.
Эксперты ассоциации «Глобальные университеты» считают, что при дистанционном обучении объем контактного взаимодействия студентов с преподавателями сохраняется на уровне очной формы обучения, но приобретает интерактивный характер. При этом добросовестное проведение очного обучения в режиме онлайн часто характеризуется существенным повышением интенсивности занятий; это связано как с необходимостью синхронного присутствия студентов и преподавателей перед экраном электронного устройства, так и использованием чата как параллельного дополнительного инструмента обсуждения.
Ассоциация предлагает требовать от студентов каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам; от преподавателя – регулярно проверять их в ускоренном режиме, сообщает ассоциация в своем заявлении.
Дополнительно к синхронным занятиям университетами может быть организовано обязательное консультирование преподавателями студентов как в режиме открытой коммуникации, так и по записи.
Практически сразу вслед за этим заявлением ассоциации «Глобальные университеты» появилось сообщение, что в МГУ имени М. В. Ломоносова обязали преподавателей проводить неоплачиваемые «дополнительные консультации» для студентов.
Министерство науки и высшего образования РФ между тем заняло по этому вопросу нейтральную позицию. Там просто напомнили ректорам вузов, что «законодательством закреплена автономия вуза в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги». И подсказали, что вузы сами могут снижать стоимость платных образовательных услуг по соответствующему договору за счет своего бюджета.
комментарии(0)