Около 560 тысяч студентов учатся на педагога, и не только в стенах педвузов. Фото со страницы МПГУ в «ВКонтакте»
Каким будет педагогическое образование, обсудили на форуме «Новая образовательная среда», прошедшем под эгидой Министерства просвещения РФ. Как сделать, чтобы учителя эффективно могли работать в современных условиях и готовить ученика к будущей жизни? Ответ на этот вопрос попытались дать ректоры, чиновники и учителя. А будущее это предполагает большие перемены.
Кратко обрисовал, что происходит с подготовкой учителей сегодня, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко. Педагогическое образование всегда характеризовалось сетью педвузов, напомнил ректор. В этих учреждениях разрабатывались концепции воспитания и образования, рождалась новая дидактика. Иногда классические университеты делали робкие попытки что-то сделать с педобразованием. Но в целом образовательная политика всегда была сосредоточена в руках именно педагогических институтов.
Так было до 2015–2016 годов, когда началась реорганизация высшей школы. Вузы стали объединять. Педагогические институты исчезали один за другим. 21 педвуз присоединили к классическим университетам. И они просто вошли туда со своими образовательными программами. Средний бал приема не уменьшился, а даже возрос. И теперь 40% учителей готовят классические университеты. Около 560 тыс. студентов учатся на педагога. И 35 тыс. обучаются в педвузах не на педагогических специальностях.
Еще одна веха в современной истории педобразования – решение правительства от 6 апреля 2020 года передать 33 педагогических учебных заведения в ведение Минпросвещения. Именно это министерство теперь утверждает программу развития университетов. С 2021 по 2024 год пройдет ряд важных мероприятий, которые изменят жизнь вузов, учредителем которых стал Минпрос. В частности, изменения предусматривают рост академической мобильности. Это означает переток преподавателей и студентов из вуза в вуз. Обновится «ядро компетенций», которыми должен овладеть будущий педагог. Предполагается, что заработает ряд международных исследовательских программ в области образования. В них явно прослеживается «отраслевой» формат, отметил Реморенко.
Передача педвузов в ведение Минпроса усилила работу студентов со школами, особенно в области психолого-педагогической деятельности. Много разного рода олимпиад, работа в лагерях, наконец, работа в школе. Напомним, что после заявления президента Владимира Путина о необходимости «большей гибкости высшей школы для лучшего соответствия меняющемуся рынку труда» студенты получили возможность выбирать направление профессиональной подготовки начиная с третьего года обучения.
Привычная схема «4 плюс 2» – бакалавриат плюс магистратура – превратилась в «2 плюс 2 плюс 2». Для студента это означает отложенный выбор. Если он к концу второго курса понял, что выбрал не ту специальность, он может быстро ее поменять. Считается, что это изменение поможет выпускнику педвуза в будущем легко встраиваться в рынок труда. Все это дает возможность смены университета. Ведь примерно 60% студентов совершают ошибку при выборе специальности.
Педвузы пробуют вместе со своими студентами новую дидактику. На ресурсе «Российская электронная школа (РЭШ)» учителя имеют возможность выкладывать свои уроки. «Для студентов – это большое поле анализа, – рассказывает Игорь Реморенко. – Учатся больше не на теории, а на практике».
О некоторых других изменениях в подготовке студента педвуза рассказал Андрей Щербенок, руководитель школы перспективных исследований Тюменского госуниверситета. Школа сегодня, по его мнению, имеет учителей, которые умеют действовать с учетом опыта, накопленного прежними образовательными системами. Учителя готовят к ЕГЭ. Известно, что подавляющее большинство родителей хотят, чтобы дети учились дальше. Значит, детей надо готовить для вуза. Но помимо того как меняется университетское образование, все больше занимает вопрос: а как это делать эффективно, чтобы не столь явно обозначал себя разрыв между школой и университетом?
В последнее время главная трансформация университетов – переход на систему «2 плюс 2». И это один из важнейших элементов свободного образования, которое предполагает студенческую свободу. Что это означает на деле? Только 40% академических курсов являются обязательными для студентов. Это некое ядро, которое проходят все. А вот остальные предметы для них – по выбору. Интересно выглядят российские студенты глазами профессоров, наших и зарубежных, отмечает Шербенок.
Большинство студентов имеет проблемы когнитивного порядка, причем еще со школы. У молодых присутствует страх ошибки. Ответ в их понимании может быть правильным или неправильным. Если они не знают правильного ответа, то предпочитают молчать на лекциях и семинарских занятиях. Считается, что если студент что-то не понял, это его проблемы. Но это противоречит современному подходу к образованию, который предполагает диалог.
Следующий важный момент – у отечественных студентов нет навыка написания эссе в отличие от их современников за рубежом. Что такое сочинение на вольную тему, они знают, а вот эссе, где надо излагать свои мысли, написать не могут. Студенты не умеют поддерживать дискуссию, отметил профессор Шербенок. Репликами с преподавателями не обмениваются и не задают вопросов. Не умеют аргументировать. А ведь это все – навыки, которые прививает еще школа. Их нет. Значит, их не дают школьные учителя.
В общем, систему педагогического образования, если мы всерьез задумываемся о школе будущего, нужно менять, констатировали участники форума.
комментарии(0)