Сегодня далеко не все выпускники педвузов готовы идти работать по специальности. Фото PhotoXPress.ru
Определено число бюджетных мест в вузах на 2022/23 учебный год. По всем уровням образования их стало больше на 11 561. Наибольшее увеличение произойдет по программам очной магистратуры. Бюджетный прием по ним вырастет впервые за последние пять лет. Рекордсменом среди направлений стала педагогика. По-видимому, так чиновники рассчитывают решить вопрос кадрового голода в образовании.
Приказ о контрольных цифрах приема подписал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Всего на направления бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ординатуры выделено 588 044 места для обучения за счет федерального бюджета. Львиная доля придется, конечно, на бакалавров – почти 340 тыс., а магистрам достанется 124,5 тыс.
С прошлого года Минобрнауки распределяет места по новой методике. Сначала ведомство рассчитывает общие контрольные цифры приема по укрупненным группам специальностей и направлений, учитывая потребности регионов в кадрах. Следующий шаг – свои предложения вносят отраслевые министерства, госкорпорации «Роскосмос», «Росатом», ассоциации вузов и т.д. После них свои пожелания формируют в регионах. И уже потом все сводится вместе и выдается готовый результат.
В этом году рекордсменом по бюджетникам стало направление «Образование и педагогические науки». На втором месте – «Информатика и вычислительная техника». Третий лидер – «Клиническая медицина».
По поводу педагогических вузов есть интересный нюанс. Во-первых, педагогов «облагодетельствовало» именно Министерство науки и высшего образования. Между тем уже 33 (причем лучших) из 152 педвузов переданы под юрисдикцию Минпросвещения РФ. И в министерских коридорах поговаривают, что этот процесс передачи еще не завершился. Во-вторых, не все выпускники педвузов идут в учителя. Так что если цель такого кадрового маневра – увеличить количество учителей, то она может и не сработать.
Кстати, если бы все выпускники педвузов шли в педагоги, дефицита учителей просто не было бы. А он есть. И имеет тенденцию к росту. Нехватка педагогов-предметников в российской системе образования к 2029 году составит 188,7 тыс. – это прогнозировали в Минпросвещения РФ еще год назад. Доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, в прошлом году составляла 51%. В учебных заведениях – дефицит преподавателей математики, иностранного и русского языков, начальных классов. Таковы результаты опроса более 3 тыс. педагогов из 83 регионов, который провели эксперты Общероссийского народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования» в прошлом году.
В упомянутом выше исследовании отмечалось также, что учителя увольняются и в конце, и в середине года, иногда уходят командами по шесть–восемь человек. О нехватке педагогов говорили как в сельских школах (54%), так и городских (50%). Более трети участников опроса (38%) отметили, что замену уволившимся коллегам нашли с трудом. Так и не нашли замену – об этом рассказали 22% учителей.
При этом муниципалитеты, узнав об увольнении предметников, рекомендуют некоторым школам обходиться «своими силами», чтобы средняя зарплата в школе соответствовала нужному уровню. «Негласный приказ – не увеличивать количество учителей. Даже если учитель уволился, его часы перераспределяются»: «Распределяли нагрузку среди оставшихся педагогов, в том числе и не по профилю», – сообщили педагоги во время опроса.
Есть и международные оценки ситуации в российской системе образования. Согласно данным Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (TALIS 2018 года), средний возраст учителей в России – 46,3 года, это несколько выше, чем в среднем по ОЭСР (44,1 года). Педагогов старше 50 лет в нашей стране значительно больше, чем в среднем по ОЭСР, – 41,9% против 34,4%.
В общем, замены пенсионерам нет. Выпускники педвузов, если попадают в школы, очень быстро оттуда сбегают. Кстати, есть данные, что зачастую сбегают и от психологического микроклимата в самом учительском коллективе. Поэтому теперь появилась идея возвратиться к опыту прошлого, когда учителя с большим стажем брали под свою опеку молодых. Образовательное ведомство намерено добавить к уже имеющимся новые категории – «учитель-методист» и «учитель-наставник». В некоторых регионах уже с февраля 2021 года начинается прием документов на участие в отборе на присвоение категорий «педагог-наставник», «педагог-методист», «педагог-исследователь».
А в весеннюю сессию Комитет Госдумы по образованию и науке планирует рассмотреть два внесенных депутатами законопроекта (один – о базовой ставке для учителей, другой – о статусе педагогического работника), в которых и будут приняты новые категории.
комментарии(0)