Анзор Музаев очень осторожно намекнул на возможные изменения в системе аккредитации вузов. Фото агентства «Москва»
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, выступая на круглом столе «Образовательная услуга: проблемы теории и практики», организованном Санкт-Петербургским госуниверситетом, рассказал, как будет трансформироваться система контроля и надзора за вузами. В очередной раз поговорили о возможной ликвидации процедуры аккредитации высших учебных заведений.
Напомним, что аккредитация учебного заведения – это документальное подтверждение того, что данный вуз соответствует образовательным стандартам, установленным государством. Как сообщил глава Рособрнадзора Анзор Музаев, его ведомство с 1 июля 2021 года станет иначе составлять план проверок вузов. «В рамках нового подхода к контролю и надзору нами готовятся соответствующие нормативные правовые акты, в том числе предусматривающие использование технологий, позволяющих использовать весь массив информации о деятельности организаций без запроса документов. Это сократит административную нагрузку на юридических лиц и уменьшит количество бумажной документации, представляемой в Рособрнадзор», – заявил, в частности, Музаев.
В результате предполагаемых мероприятий упростится процедура получения лицензии. Появятся «личные кабинеты» ректоров для обмена информацией, внутреннего мониторинга ситуации в вузе, оперативного принятия решений. И «возможен переход на бессрочную аккредитацию с периодическим подтверждением качества обучения». Последнее в этой связке преобразований самое интересное и самое важное.
Очень осторожно можно говорить о том, что, возможно, в этой весьма чувствительной сфере – аккредитация вузов – возобладал наконец-то рыночный подход. Если вуз сильный, дает качественное образование, сама жизнь толкает туда потенциальных абитуриентов. Мало ли у нас аккредитованных вузов и даже университетов, которые по своему уровню находятся не выше колледжей средней руки? И в то же время общество не раз было свидетелем скандалов, когда лишались лицензии абсолютно востребованные, сильные и по педагогическому составу, и по учебным программам вузы, имеющие госаккредитацию.
Напомним, что два года назад здесь же, в Санкт-Петербурге, на заседании Ассоциации ведущих университетов РФ и ассоциации «Глобальные университеты» прозвучала резкая критика существующей системы аккредитации. В частности, было отмечено, что в аккредитационные комиссии зачастую входят недостаточно подготовленные эксперты. Проверка носит чаще всего формальный характер. Отсутствие прозрачных и открытых методик для ее проведения не дает вузам возможности провести самоконтроль. Закрытые системы без внятных правил – это прямой путь к коррупции.
Глава Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов, возглавлявший до Музаева Рособрнадзор, допускает возможность отмены процедуры аккредитации университетов и внедрения вместо нее оценки качества подготовки обучающихся. «Что предлагается для обсуждения – уйти от выездных документарных проверок качества образования. Возможно как идея – я очень аккуратно говорю – совершенствование той процедуры, которая называется аккредитацией», – осторожно и витиевато высказывается министр по поводу заявленной инициативы, но суть ясна. Впрочем, Сергей Кравцов имеет в своем ведении всего лишь часть педагогических вузов страны. То есть, по мнению Кравцова, сейчас проверяют программы на соответствие стандартам, но «проверка бумаги» не настолько эффективна, чтобы оценить качество подготовки обучающихся в том или ином вузе.
Государственная аккредитация вузов себя изжила, и ее нужно отменить, а не делать бессрочной, заявил «НГ» общественный омбудсмен в сфере образования, член федерального политического совета Партии роста Амет Володарский. Чтобы успокоить ректоров, в Рособрнадзоре занялись пересмотром существующей процедуры аккредитации, заявил он в беседе с «НГ». И во время законодательных битв Рособрнадзор признал, что аккредитация по многим параметрам повторяет лицензирование. «Однако они поняли, что ректоры недовольны и будут бороться. Тогда они устроили переворот в рабочей группе правительства, убрав своих оппонентов. И придумали бессрочную аккредитацию, будто бы они услышали ректоров вузов», – отмечает Амет Володарский. «Это – продолжение игры, некрасивой игры, которое ничего общего с развитием образования не имеет», – считает эксперт «НГ».
Собственно говоря, в 2020 пандемическом году плановые проверки вузов уже были приостановлены, контроль за исполнением предписаний проводился дистанционно и изменилась процедура лицензирования. Также продолжаются разговоры о том, что университетская жизнь уже никогда не будет прежней. «Университет уже точно не будет прежним», – уверен ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Слишком многое открылось вузам за новый год.
Например, в вузах появилась «удаленная профессура», читающая лекции прямо из своих зарубежных кабинетов. Университеты теперь все чаще комбинируют дистанционный и очный формат занятий. А онлайн-формат, в свою очередь, не укладывается в рамки тех критериев, по которым принимаются решения об аккредитации вузов. Одним словом, дистанционное обучение, даже частичное, ломает существующую модель проверок.
Теперь Анзор Музаев говорит, что армия ревизоров его ведомства отправится с проверками в первую очередь в те образовательные организации, которые входят в зону риска. И проверять их будут «чаще, равно как и следить за соблюдением в них обязательных требований». Вузы, по которым нет жалоб, занимающие высокие места в рейтингах, дополнительно проверять не будут, заявляет Музаев. При этом во время проверок «задействуют самый эффективный и объективный инструмент – выяснят, насколько хорошо усвоили студенты образовательные программы». И при помощи специалистов ведущих вузов страны попытаются создать банк «верифицированных оценочных средств». То есть сильным вузам доверят проверку слабых.
В общем, Рособрнадзор управление проверками намерен продолжать.
комментарии(0)