Уровень компьютеризации оценивается по доле школ региона, где ученики выбрали информатику и физику на экзамене в 9 классе. Фото агентства «Москва» |
Напомним, что несколькими днями ранее Рособрнадзор презентовал первый рейтинг регионов по качеству образования – «Показатели субъектов РФ». Результаты ожидаемые. Лучшими оказались Санкт-Петербург (сводный показатель 92,1) и Москва (92). Также в пятерку лидеров вошли Ленинградская область (77,1), Калининградская область (76,5) и Ярославская область (76,2). В конце списка: Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия.
Как сообщили в Рособрнадзоре, рейтинг они составили впервые за 17 лет существования ведомства. В этой работе участвовал и Федеральный институт оценки качества образования. Все 85 субъектов Российской Федерации прошли оценку по 12 критериям. Три группы показателей выглядят так: результаты обучения школьников, практикоориентированность школьного образования, качество управления системой школьного образования. По каждому критерию предусмотрен анализ большого массива информации. Например, по первому пункту, достижение минимального уровня подготовки, достижение максимального уровня подготовки, функциональная грамотность.
Группа показателей «Практикоориентированность школьного образования» включает такие параметры, как использование компьютеров и лабораторного оборудования в школах (на основе данных о доле школ региона, где ученики в 2019 году выбрали основной государственный экзамен (ОГЭ) по информатике и физике), а также поступление выпускников школ в колледжи и вузы своего региона. То есть это все – косвенные показатели. В критерии «Управление системой школьного образования» оцениваются: объективность оценочных процедур в субъекте РФ, эффективность механизмов управления, организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ и качество анализа его результатов.
Кстати, что касается последнего из упомянутых пунктов. Пару лет назад в Институте образования НИУ «Высшая школа экономики» делали доклад «Межрегиональная дифференциация развития школьного образования». И там пришли к выводу, что различия в характеристиках развития школьного образования между регионами России далеко не всегда объясняются «естественными» причинами, связанными с различием демографических и социально-экономических условий. Да, разница между регионами просто громадная: валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения различается в 17 раз, показатели бедности – в пять раз. Тем не менее, по мнению авторов, в ряде случаев причины различий еще связаны и со стратегиями управления в регионах.
А есть ли польза от рейтингов по качеству образования регионов? Смысл сами организаторы видят в том, что они будут знать «среднюю температуру по больнице» и смогут эффективней помогать отстающим. Но это будет в том случае, если регионы, потерпевшие поражение, не начнут затем в отчетах завышать данные по своим показателям. Ведь мы уже сталкивались с ситуацией, когда эффективность работы губернаторов оценивали по результатам ЕГЭ у школьников региона. И это привело к фальсификации результатов единого государственного экзамена.
А теперь Рособрнадзор предлагает провести рейтинг муниципалитетов. Будет ли польза от таких рейтингов? Опять же, скорее всего это рейтингование окажется интересно муниципалитетам-лидерам. Например, некоторые регионы и муниципалитеты хотели бы поучаствовать в международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) – тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Цель – узнать свое место в сравнительном анализе образования страны и мира. Представьте теперь себе регион, который из года в год имеет низкие результаты в рейтинге Рособрнадзора. А ведь наверняка есть муниципалитет из этого региона, который явно не идет в сравнение с другими участниками. И хотел бы понять свое собственное место.
Впрочем, не каждому губернатору придется по вкусу небольшая истерия, уже развернувшаяся вокруг результатов рейтинга: некоторые регионы заявляют про свои успехи: «Вошли в топ-50 по качеству образования», «Вошли в топ-10 по обеспечению горячим питанием школьников»...
Между тем можно задаться вопросом: какое отношение к качеству образования имеет количество поступающих в вузы своего региона? В отношении конкретных, а не абстрактных учеников этот пункт не работает. Чем выше качество подготовки школьника, тем чаще в этом случае он едет поступать именно в столичный вуз. В отношении вуза – может быть… Чем лучше вуз, тем больше шансов, что успешный ученик выберет его. В общем, все относительно.
комментарии(0)