Зачастую сторонники семейного образования кооперируются, собирают мини-класс и сами нанимают учителей. Фото РИА Новости
В Министерстве образования Латвии на днях заявили, что заочная форма обучения вовсе не закончится после коронавируса. Дескать, надо привыкать к тому, что учиться удаленно придется и после того, как закончится пандемия. В РФ эта тема «под запретом». Родительский бунт готов вспыхнуть даже при намеке на то, что дистанционное образование каким-то образом заменит традиционное. А между тем элементы дистанта в РФ использоваться все же будут. Например, в семейном образовании.
Как показали социологические опросы, дистанционное обучение в пандемический период легко дается тем семьям, которые перевели своих детей на семейное образование. Причем число таких детей возросло незадолго до начала пандемии коронавируса.
Еще в 2019 году появились заявления в СМИ, что родители начали массово переводить детей на домашнее обучение в связи с ухудшением качества традиционного школьного образования. Ситуацией тогда озаботились депутаты. Из кулуаров Госдумы прозвучало, что на домашнем обучении находятся 10% российских школьников.
Внушительная цифра. Она напугала даже Минпросвещения РФ, которое поспешило опровергнуть эти слухи и заявило, что дома обучаются 20,4 тыс. школьников. И это, кстати, в два раза больше, чем три года назад, в 2016-м, тогда их было 11,5 тыс. Тем не менее законодательство в области домашнего (семейного) образования еще раз скорректировали и четче определились со списками тех, кто может заниматься дома, а также порядком регламента подачи документов на такой вид обучения.
На волне интереса к теме фракция КПРФ сделала недавно ряд заявлений по принятию федеральных законов, облегчающих жизнь родителей, выбравших для своих детей такую траекторию обучения. Государство должно выплачивать пособия родителям, которые обучают детей дома, заявил первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
На днях Общественная палата Новосибирской области провела круглый стол «Семейное образование: актуальность, перспективы, риски и возможности», где тоже констатировали, что за последние пять лет потребность в семейном формате обучения увеличилась. При этом родители детей обращаются в Министерство образования за компенсацией расходов на обучение. Ведь они выполняют работу за школы, экономят средства государству, а деньги за это не получают.
Но вот что интересно: домашнее обучение сегодня – это не реакция на условия, в которые поставлена семья (например, есть ребенок-инвалид или ребенок-спортсмен). Это – поиск родителями качественного образования для своих детей. Именно эту причину назвали в ходе исследования, проведенного социологами МГУ им. М.В. Ломоносова в 2017 году, две трети из числа тех семей, у которых дети занимаются дома.
Рост недоверия к школьному образованию подтвердили и данные исследовательского центра «Ромир»: по мнению большинства россиян, сейчас учат хуже, чем в советское время (68%).
Среди причин, почему выбирают домашнее образование, фигурируют чаще всего низкое качество обучения и атмосфера насилия и издевательств одних детей над другими (школьный буллинг; кстати, буллинг иногда провоцируют и сами учителя, не справляющиеся с шумными школьниками). Да, родители признают, что есть такая тема, как социализация и общее знание. Последнее рождается на уроке во время обсуждения темы с учителем. Но, понимая все это, родители опять находят выход: они кооперируются. Собирают мини-класс, набирают учителей. Либо кто-то из родителей выступает в качестве тьютора.
Социологи из НИУ «Высшая школа экономики» по результатам своих опросов выделили несколько стратегий, которых придерживаются семьи, практикующие домашнее обучение. Они либо выбирают школьную программу, принятую в конкретной школе, либо используют учебники и методики альтернативной программы. Появляется возможность самим подбирать материал из разных источников (Интернет, современные и советские учебники и т.п.). К услугам обучающихся на дому – задания с онлайн-платформами и клубы, кружки, причем зачастую даже не имеющие официальной лицензии. При этом дети прикреплены, разумеется, к конкретной школе. И сдают там три раза в год промежуточную аттестацию. Это позволяет контролировать знания детей.
То есть, по сути, такое поведение родителей – своеобразный вызов современной школе, которая пока только теряет очки. И дистанционные технологии здесь родителю в помощь.
комментарии(0)