0
6966
Газета Образование Интернет-версия

12.05.2021 19:06:00

Спор цифровых и аналоговых "аборигенов"

В будущем лидером станет тот, кто лучше сумеет мотивировать подрастающее поколение на получение знаний

Тэги: цифровизация, высшее образование, соцсети, мфц, росноу, владимир зернов, интервью


цифровизация, высшее образование, соцсети, мфц, росноу, владимир зернов, интервью Многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ) недавно открылся в Российском университете дружбы народов. Это тоже одна из важных примет цифровизации. Фото агентства «Москва»

На всероссийском студенческом форуме «Реальный и виртуальный миры глазами аналоговых и цифровых аборигенов» прозвучала мысль, что «жизнь в обществе не будет спокойной, если не будут найдены точки соприкосновения между сторонниками цифровых и аналоговых технологий». Как видит этот диалог двух «миров» ректор вуза? Какую роль в нем сыграет университет? И куда ведет цифровизация системы образования и общества в целом. С журналистом Златой САВИЦКОЙ об этом беседует ректор Российского нового университета (РОСНОУ), глава Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир ЗЕРНОВ.

Владимир Алексеевич, давайте я сразу с места в карьер: как цифровизация меняет высшее образование?

– Кардинально. Да вы и сами это замечаете. Если раньше лекцию профессора могли слушать только студенты, находящиеся в аудитории, то сейчас лекция в тот же момент становится достояниям общественности. Сегодня профессор ведет занятия с применением цифровых технологий, находясь не то что в пределах одной страны – это уже обыденность, а на другом конце земного шара.

Вообще в чем суть цифровизации? В том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. От правительства мы видим постановку нескольких задач, с этим связанных. Это – развитие материальной инфраструктуры. Далее – развитие онлайн-обучения, которое ведет к созданию каких-то новых моделей учебного заведения. И соответственно все это требует повышения навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.

От себя могу добавить, что качественное образование становится все более дорогим. Экономика любой страны может и не выдержать таких расходов. Поэтому развитие образования зависит от эффективности использования ресурсов. Возможно, именно это станет определяющим фактором в дрейфе страны в сторону цифровизации.

Каким же будет университет в будущем?

– Каким он будет в ближайшем будущем, уже показала пандемия. Думаю, это будет нечто среднее между современным классическим образованием и дистанционным форматом. Дистант с элементами очного обучения или очное обучение с элементами дистанта. Передача знаний скорее всего будет проводиться с помощью информационных технологий, экзамены – тоже. В любом случае информационные технологии будут играть главенствующую роль в высшем образовании.

Недавно вы выступили на Всероссийском студенческом форуме «Реальный и виртуальный миры глазами аналоговых и цифровых аборигенов». И там прозвучало, что «жизнь в обществе не будет спокойной, если мы не найдем точки соприкосновения между сторонниками цифровых и аналоговых технологий».

– Да, это очень серьезная тема, способы мирного сосуществования искать нужно. Кстати, мероприятие, о котором вы упомянули, прошло в «компромиссном» формате, удобном и аналоговому, и цифровому поколениям. И там был один забавный момент: студентам предложили выбрать мир, в котором они хотели бы оказаться в будущем. Был показан фантастический ролик о виртуальной реальности с полным погружением, в которой наш разум будет жить в роскошном особняке на берегу моря или на астероиде посреди звезд. К счастью, большую часть зала испугала перспектива виртуальной жизни, за нее проголосовали только 30% аудитории.

Мария Липчанская, завкафедрой теории и права государственно-правовых дисциплин Международного юридического института, привела одну значимую цифру: каждые пять минут в мире открывается более 3000 новых аккаунтов в соцсетях, каждый из которых способен формировать общественное мнение и превращать интернет-аудиторию в поглощающих контент «сетевых хомячков».

Лично вы относите себя к аналоговому поколению?

– Скорее да. Может… с переходом в цифровое. Это предполагает не только использование гаджетов, но и способ мышления. Я и представители моего поколения мыслим как аналоговые люди.

Как это ощущается?

– Мы ощущаем себя принадлежащими одной стране. Цифровой человек – это человек мира. Сергей Петрович Капица, кстати, был цифровым человеком, гражданином мира, он был везде своим. Главное отличие аналогового человека от цифрового – процесс ему важен так же, как результат. Например, чтобы в чем-то разобраться, что-то понять, мне надо написать формулу, поразмышлять. А цифрового человека интересует только результат. Процесс достижения результата ему не особо важен. Бытовой пример: вождение машины и езда по городу исключительно по навигатору. Цифровой человек очень рассчитывает на помощь гаджета, а аналоговый больше полагается на свои знания и опыт.

А каково соотношение реального и виртуального в жизни первого и второго типа людей?

– Хотелось бы, чтобы реального было больше, но все чаще виртуальное преобладает. Например, мне неинтересно, какая погода в Буэнос-Айресе или Рио-де-Жанейро, потому что там меня нет и я туда не поеду. Цифровому человеку это может быть интересно. Мне, как исключение, любопытно, какая погода в Брисбене, потому что, насколько я знаю, это одно из немногих мест в мире, где круглый год температура не выходит за пределы диапазона от 20 до 28 градусов. Цивилизация развивается таким образом, что все труднее определить, виртуальность это или реальность. Все больше людей независимо от возраста живут в виртуальном мире, им там интереснее.

А лично вы пользуетесь социальными сетями? Ощущаете ли на себе влияние блогеров?

– Соцсетями пользуюсь. Влияние блогеров ощущаю, и это печально. Блогер не несет никакой ответственности за ту информацию, которую транслирует аудитории. Это еще один отрицательный момент цифровизации. Как регулировать развитие и влияние социальных сетей, пока никто не придумал. Очень бы хотелось, чтобы развивались они на благо общества.

Получается, что цифра – это тупик развития цивилизации?

– Это один из этапов ее развития. Всем хочется заглянуть за горизонт и узнать, что будет. Каким будет мир, когда заработает квантовый компьютер, который по производительности на порядки превосходит человеческий мозг.

Одно из очевидных направлений развития цифровых технологий – превращение человека из представителя вида Homo sapiens в новые виды. В свое время о киборгах писали фантасты, а сегодня уже есть технологии, которые позволяют практически любой человеческий орган распечатать на 3D-принтере и заменить.

За цифровизацией начнется следующая ступень развития. Поэтому в обозримом будущем лидером в мировом масштабе станет тот, кто лучше всего наладит производство качественного контента и сумеет мотивировать подрастающее поколение на получение знаний, – за этими странами будущее. Возможно, это будет азиатская или южноамериканская страна, но маловероятно, что страна «золотого миллиарда». Почему? Эти страны пресыщены. А, как известно, голь на выдумку хитра. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2468
Театр, где дети получают профессию

Театр, где дети получают профессию

Наталья Савицкая

С юными актерами могут работать только особенные режиссеры

0
3459
Узбекистан избрал новый парламент

Узбекистан избрал новый парламент

Виктория Панфилова

Республика адаптируется к мировым избирательным стандартам, сохраняя традиционные структуры

0
2632
О "разумных компромиссах" с Киевом

О "разумных компромиссах" с Киевом

Определение национальных интересов – прерогатива действующей власти

0
5599

Другие новости