0
26457
Газета Образование Интернет-версия

09.06.2021 19:09:00

Дорога в вузы через техникумы и колледжи может быть перекрыта

Укороченному варианту подготовки специалистов придумали красивое название – "профессионалитет"

Тэги: среднее профобразование, профессионалитет, колледжи, техникумы


среднее профобразование, профессионалитет, колледжи, техникумы В 2020 году в колледжи поступило около 1,2 миллиона первокурсников. Фото РИА Новости

В Министерстве просвещения РФ сообщили о планах ввести новый уровень образования в России – «профессионалитет». Как рассказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов, обучение студентов будет вестись на базе учреждений среднего профессионального образования на протяжении 2–3 лет. К разработке образовательных программ привлекут отраслевых партнеров, а сами колледжи трансформируют.

«Мы разработали экспериментальный проект «Профессионалитет», который содержит ряд ключевых инициатив. Первая – вовлечение отраслевых партнеров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе – введение нового уровня образования «профессионалитет», оптимизация сроков обучения до двух лет – для рабочих профессий и специальностей, до трех лет – для более технологичных», – пояснил Сергей Кравцов. На базе трансформируемых колледжей Минпрос планирует создать коворкинг-пространства, а также центры стартапов и волонтерства. Напомним, что сегодня срок обучения в колледжах составляет в среднем 4–5 лет.

Перед новой трансформацией прошло обновление перечня самых востребованных специальностей в колледжах России. В Минпросвещения подготовили соответствующий проект постановления, в котором опубликовали топ-50 таких специальностей. В список вошли: электромонтажник по сигнализации, мастер общестроительных работ, электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания, оператор станков с программным управлением, аппаратчик-оператор в биотехнологии, мастер по обработке цифровой информации, сварщик, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, графический дизайнер и др.

Также Минпросвещения решило в два раза уменьшить количество специальностей в колледжах. Часть программ собираются объединить или трансформировать, другую часть – сделать компактнее. У студентов появится возможность освоить дополнительные программы, расширив свои компетенции.

На первый взгляд может показаться, что решение о «профессионалитете» принято в связи с ситуацией в экономике после пандемии, когда молодежь приходится быстрее выводить на рынок труда. Но это не так. Идея о сокращении срока обучения на программах среднего профессионального образования (СПО) появилась давно. Уже много лет систему образования перестраивают под нужды постиндустриального общества (правда, не объясняя, как эта система будет выглядеть).

И система высшего образования начала производить эти изменения уже давно. А вот СПО в этом плане буксовало. Почему – понятно. Средние специальные учебные заведения (ссузы) долгое время были, по образной терминологии ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова, «камерами хранения». Или, как их еще называли, «отстойниками» для слабо подготовленной молодежи. Но сегодня и система СПО дрогнула.

С появлением чемпионатов Worldskills и демонстрационного экзамена возникла другая цель: банально научить молодежь что-то делать руками. Параллельно с этим заработала мощная рекламная кампания по продвижению преимуществ СПО-образования в сознание родителей и их учеников.

С учетом всего этого и при сокращении срока обучения практически в два раза общий уровень образования учащихся СПО будет резко падать. Однако, судя по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, российское руководство предпочитает рассматривать тему под другим углом. Голикова заявила, что реорганизация системы СПО позволит 85% учащихся техникумов трудоустроиться сразу после завершения учебы. Посыл ясен: главное – трудоустройство. То есть общеобразовательный и культурный уровень молодежи неизбежно будет принесен в жертву жесткой экономической и социальной политике.

Еще один аспект проблемы. Если крупный бизнес начнет готовить специалистов под себя – это будет уже ориентированное под одну специальность образование. Тоже, кстати, для дальнейшего духовного развития человека направление тупиковое. Средний, а тем более малый бизнес не будет заниматься подготовкой вчерашних девятиклассников. Зачем ему неграмотный выпускник ссуза? Найдет и наймет уже готовых водителей и бухгалтеров.

Немаловажный вопрос: как быть при сокращении срока обучения с дальнейшим поступлением в вуз? В принципе поступать в вуз с двухгодичным «профессионалитетом» будет нельзя. И в других странах путь через двухгодичные колледжи в университет – тупиковый. Для поступления в вуз люди должны иметь за плечами полноценный курс средней школы. Но, может, у нас такое правило проигнорируют? Тогда мы будем как минимум иметь «низшее высшее образование».

Кстати, о закрытии «лазейки» для поступления в вуз через СПО. Многим молодым людям это реально помогало… Не случайно замминистра просвещения Дмитрий Глушко отмечает: «В 2020 году в колледжи поступило около 1,2 млн первокурсников. Исходя из той динамики, которая есть, думаю, что в 2021 году набор подрастет еще на 50 тыс. Примерно 60% выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Растет число взрослых людей, которые поступают в колледжи на короткие программы и добирают себе новые компетенции». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Может ли директор колледжа отвечать за рынок труда

Может ли директор колледжа отвечать за рынок труда

Наталья Савицкая

Кто виноват, если выпускник не работает по специальности

0
5920
На колледжи предлагают распространить принцип ЕГЭ

На колледжи предлагают распространить принцип ЕГЭ

Наталья Савицкая

Произойдет ли очередной переворот в системе школьного образования

0
4134

Другие новости