0
8299
Газета Образование Интернет-версия

15.09.2021 18:51:00

Ученые рекомендуют девочкам полюбить математику

Академики РАО призывают бороться со стереотипами, которые навязывают семья и школа

Тэги: рао, математика, точные науки, школа, вуз, женщины, девушки


рао, математика, точные науки, школа, вуз, женщины, девушки Знания по математике у девушек зачастую лучше, чем у юношей, но общественные стереотипы отбивают у слабого пола интерес к этой области. Фото Pexels

Ученые Российской академии образования (РАО) проанализировали интеллектуальные способности, академические успехи и представления российских школьников о перспективах выбора будущей профессии и назвали факторы, влияющие на решения школьников. В частности, речь шла о выборе STEM-профессий (от S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics), а также факторов, которые обеспечивают успешность профессионального развития в области высоких технологий.

В исследовании приняли участие 1638 учеников 7–11-х классов 56 школ из восьми областей России. Оно проводилось по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано». Результаты исследования показали, что чаще всего профессии в естественнонаучной и технической сферах выбирают школьники с более высокими академическими оценками в точных науках (биологии, физике, химии), школьники с развитыми пространственными способностями, а также с большим словарным запасом. Высокая оценка своих математических способностей и уровень карьерных и материальных притязаний также влияют на выбор этих профессий школьником.

Наиболее интересные результаты были получены при анализе факторов выбора STEM-специальностей отдельно у юношей и девушек. Оказалось, что факторы, определяющие выбор будущей сферы деятельности, у них сильно различаются. Девушки гораздо реже (32%) выбирают STEM-профессии. Почему? Сильны социальные стереотипы. Девушки должны выбирать «женские» профессии, негласно принято считать в обществе. Даже если у девочки сильное влечение к математике и она имеет способности к ней, давление социальных стереотипов может стать определяющим.

Юлия Кузьмина, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», тоже изучавшая этот вопрос, указывает еще на один момент – непопулярность математики, особенно среди девушек. И это тоже связано со стереотипами, принятыми в обществе. «Скучная», «слишком сложная», «заумная» – так говорят об этой дисциплине обыватели. Да и школьные педагоги не всегда умеют увлечь подростков этой наукой.

В итоге к старшим классам школы девушки не только перестают интересоваться математикой, но и часто не считают ее важной, общественно значимой. При этом знания по математике у девушек зачастую лучше, чем у мальчиков. Юлия Кузьмина видит причину в том, что девочки вообще более мотивированы учиться, чем мальчики. «Ближе к выпуску, когда мотивация учиться возникает у всех (надо же как-то умудриться сдать ЕГЭ) и знания по математике выравниваются, девочки вдруг начинают ниже оценивать свои математические способности, чем мальчики», – отмечает Кузьмина. В итоге, согласно данным Росстата, доля девушек среди выпускников факультетов физики и математики составляет всего около 20%.

«Учитывая исследования, которые показывают, что интерес к STEM-дисциплинам в раннем возрасте у мальчиков и девочек отличается незначительно, можно предположить, что только наиболее способные и устойчивые к давлению гендерных стереотипов девочки сохраняют в себе интерес к выбору STEM-профессий в старшей школе, тогда как среди мальчиков на выбор такой карьеры оказывает влияние в первую очередь интерес», – заключает доктор психологических наук, академик РАО Сергей Малых. Среди юношей STEM-профессии выбирают те, кто выше оценивает свои способности в математике в отличие от гуманитарных дисциплин, а также молодые люди, обладающие высоким уровнем материальных и карьерных притязаний.

Выводы, которые сделали ученые РАО, стали основой для разработки практических мер, направленных на устранение препятствий для профессиональных траекторий, повышение их привлекательности для молодых людей, прежде всего для девушек. Важно бороться со стереотипами, считают ученые. Сегодня спрос на специалистов в подобных дисциплинах растет по всему миру, но остается неудовлетворенным. Кроме того, STEM-навыки требуются все большему числу профессионалов из других сфер.

Напомним, только за этот год, судя по данным многочисленных опросов, в сфере STEM-профессий абсолютными лидерами являются разработчики программного обеспечения. Также весьма востребованы аналитики данных (data scientists) и физики. Тренд этот общемировой.

Для РФ характерны многие из глобальных тенденций в развитии STEM-специальностей, но есть и существенные различия. Самая значимая STEM-профессия на российском рынке – физики и особенно геофизики, отмечают аналитики НИУ ВШЭ. Высокий спрос также и на другие профессии, связанные с добывающей промышленностью: геодезист-топограф и горный инженер.

Математики и химики занимают второе и третье места соответственно. Среди математиков в России востребованы в первую очередь математики-исследователи, а среди химиков – биохимики и инженеры-химики. Кроме того, в топ-15 вошли биофизики и биоинформатики.

Самая заметная доля наиболее перспективных как на мировом, так и на российском рынке STEM-профессий (по девять позиций) связана с инженерным делом. В России начала расти востребованность инженерных кадров для сельского хозяйства и инженеров-технологов. Как и на мировом рынке, у нас растет спрос на инженеров по биомедицинскому оборудованию и в авиакосмической отрасли. Так что учите девушек любить математику.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Торонто завершаются соревнования претендентов

В Торонто завершаются соревнования претендентов

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

За три тура до финиша лидировали Ян Непомнящий и Тань Чжунъи

0
371
Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
1068
Зачем нужны единые учебники

Зачем нужны единые учебники

Игорь Аглицкий

Методички и пособия не просто приложение к педагогу, а необходимый элемент образовательного процесса

0
910
Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
2044

Другие новости