Социологи отмечают у поколения Z интерес к тому, что можно сделать своими руками. Фото РИА Новости |
В регионах воспринимают эту новость с большим облегчением. Там все темы, связанные с системой СПО, весьма актуальны. Напомним, что в РФ сохраняется тенденция – рост выпускников школ, поступающих в учреждения СПО. Это подтверждается цифрами приема по итогам кампании 2021 года. «Если в 2017–2018 годах мы говорили о том, что в колледжи страны пришло примерно 900 тыс. первокурсников, то сейчас мы приблизились к цифре 1200 тыс. человек. Колледжи полны студентов. 60% девятиклассников выбрали СПО», – комментирует ситуацию директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин.
Теперь учебным заведениям можно будет сэкономить значительные средства и время и вместо долгих бюрократических процедур открыть новые и крайне востребованные направления обучения. В регионах ожидают, что новшества в системе среднего профобразования и «ликвидация давно устаревших требований» дадут новый импульс развитию системы СПО на местах.
Как отмечают эксперты, количество трудоустроенных выпускников системы СПО по некоторым специальностям стремится к 100%. Только 1% обучающихся, в силу разных обстоятельств, не находят себя на рынке труда. Эксперты считают, что одна из причин востребованности СПО – новое представление общества об успехе. Мода на высшее образование перестает быть тотальной, ситуация на рынке труда меняет эту установку.
Государство проводит целенаправленную политику по поднятию престижа системы СПО, развитию систем профориентации в школе, совершенствует (как мы видим выше) законодательство в этой области. Многие выпускники школ рассматривают СПО как трамплин для поступления в вуз. То есть высшее образование внакладе все равно не останется. Но важней здесь и другое.
Нужно взглянуть на портрет нынешнего выпускника. Кто он? Если судить опять же по модной ныне теории поколений, перед нами представитель поколения Z, про которых часто говорят, что они родились с гаджетом в руках.
Еще их называют «дети-хоумлендеры». Отсчет этому поколению условно ведется с начала 2000-х. На протяжении всей своей жизни «хоумлендеры» видели сплошь экономические кризисы (2008–2009, 2013–2014, 2017–2018 годы, и нынешняя пандемия – это тоже кризис). То есть они постоянно наблюдали за тем, как на сложные условия жизни реагировали их семьи. Про это поколение социологи говорят, что у них «смена фокуса» происходит в разы быстрее. И они в будущем смогут управлять хаосом (если им, конечно, вообще можно управлять).
Поколению Z важно разнообразие. Интернет с детства приучил их искать в сетях «гуру» для своего собственного развития, чтоб «не было скучно». Кстати, «знание» и «исследование» станут частью их жизни, потому что их уже сегодня в школе приучают к тому, чтобы они искали фундаментально подтвержденные исследования.
В то же время сплоченность семьи во время кризисов научила это поколение ценить дом. Вот эти две темы – дом и интернет – базовые в их сознании, и именно они влияют на выбор профессии и работы. Возможность выбирать часы работы и места работы является крайне важным критерием их труда. В этом смысле интерес к так называемой платформенной занятости будет расти. А также интерес к тому, что можно сделать своими руками. И к возможности продать то, что делаешь своими руками, через интернет.
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) провел инициативное исследование влияния цифровизации на поведение молодежи на рынке труда и ее готовности работать в условиях самозанятости. В рамках исследования было обнаружено, что различные составляющие нового вида трудовых отношений оказывают значительное, определяющее на национальном уровне влияние на трудовую социализацию поколения Z.
Гибкие условия труда позволяют представителям молодого поколения начать трудовую карьеру раньше, чем закончить получение базового образования. «Платформенная занятость обеспечивает гибкость условий труда (гибкость рабочего времени и рабочего места), и этим она привлекает молодое цифровое поколение», – отмечают социологи из РГГУ.
По словам руководителя исследовательского коллектива, заведующего кафедрой интегрированных коммуникаций и рекламы РГГУ Алана Абаева, «исследование позволило сделать вывод, что цифровизация создала новые условия на рынке труда, которые в современном в научном сообществе называются платформенной экономикой».
Исследователи обращают внимание и на географическую мобильность платформенной занятости в контексте трудовой социализации представителей поколения Z. Многочисленные социокультурные исследования показывают, что именно представители молодых возрастных групп формируют запрос на возможность работать в одном регионе (или даже стране), а проживать там, где проживает их корневая семья – где прошло их детство, где проживают их родители, где они интегрированы в социокультурный контекст.
Исследование выявило еще одну интересную тенденцию, связанную с географической мобильностью молодых людей, – «цифровое кочевничество». Благодаря мобильности труда, предоставляемой платформами, представители поколения Z могут без труда выполнять профессиональные задачи и удовлетворять свою потребность в путешествиях и исследовании новых культур.
То есть, если резюмировать, современные молодые люди будут выбирать то образование и такой способ его получения, которые будут в полной мере крепить их собственную социальную и материальную устойчивость здесь и сейчас.
комментарии(0)