0
5317
Газета Образование Интернет-версия

08.12.2021 19:18:00

Какой быть педагогике в эпоху искусственного интеллекта

От 50 до 100% свободного времени несовершеннолетние проводят в цифровом пространстве

Тэги: рао, конференция, науки, образование, искусственный интеллект, педагогика, цифровой ребенок


рао, конференция, науки, образование, искусственный интеллект, педагогика, цифровой ребенок На конференции президент РАО Ольга Васильева напомнила о научно-практическом характере ведущихся в академии работ. Фото с сайта www.rusacademedu.ru

В Российской академии образования (РАО) сегодня завершает работу Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Мероприятие проходило в рамках Года науки и технологий в Российской Федерации, под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Участие в конференции приняли более 500 ведущих ученых, экспертов, методистов и педагогов-практиков.

В течение двух дней ведущие российские и зарубежные ученые, руководители образовательных организаций и педагоги в очном и в онлайн-формате обсуждали перспективы международного сотрудничества, актуальные аспекты подготовки педагогов, обучение и развитие школьников в современном цифровом обществе и влияние пандемии на учебный процесс.

На конференции прозвучали доклады академиков РАО. В работе секций приняли участие известные специалисты, эксперты. Президент РАО Ольга Васильева напомнила о научно-практическом характере ведущихся в академии работ, важности междисциплинарности в науке, создании новых научных школ, задающих направление в науке и о фигуре ученого-руководителя.

Академия наметила сотрудничество с национальными академиями других стран. Ольга Васильева анонсировала создание в будущем Ассоциации академий образования стран СНГ. Также она рассказала о наметившемся сотрудничестве с представителями Республики Южная Осетия. Речь за кулисами конференции шла о создании совместного Международного центра на базе педагогического факультета Юго-Осетинского государственного университета.

Одним из центральных выступлений был доклад академика РАО Сергея Малых. Он представил новые данные о «цифровом ребенке». Выяснилось, что отличники и троечники примерно одинаковое количество экранного времени проводят за компьютерными играми – 57,75 и 60,18% соответственно. Исследование также показало, что в качестве «окна» в цифровой мир школьники в подавляющем большинстве случаев используют смартфоны (77,9%), на втором месте – настольные компьютеры (10,4%). 67,8% детей проводят за экраном от 50 до 100% свободного времени. Пик использования компьютеров и смартфонов приходится на 16 лет. Те дети, которые любят читать, – их сегодня крайне мало – значительно меньше времени проводят за гаджетами, чем их сверстники. И еще интересный момент: у тех родителей, которые сами любят сидеть за книгой, и дети растут книголюбами.

На пленарной сессии «Образовательный процесс в условиях цифровой трансформации» научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ «Высшая школа экономики» академик РАО Виктор Болотов привел такие данные. 46% родителей отмечают рассеянность ребенка во время учебы в пандемию. Дети стали менее организованными. Кроме того, более 40% учащихся говорят о существенном увеличении учебной нагрузки в период вынужденного дистанционного обучения.

Презентация доклада известного ученого-нейролингвиста, профессора Татьяны Черниговской, как всегда, обратила участников конференции к поискам смыслов. По мнению Черниговской, сейчас лучшие умы Запада обращают свой взор к наукам о мозге. В эти исследования вкладываются огромные деньги. И эту гонку в нейронауке выиграет тот, кто хоть немного приблизится к разгадке того, как функционирует наш мозг.

Что касается искусственного интеллекта, то, по мнению профессора Черниговской, мы не ответили пока на главный вопрос: зачем он нам нужен. Чтобы нас улучшить? Но ведь с помощью искусственного интеллекта мы не разовьем себя как личность, а только добавим себе «функций». Мы чего хотим от него? Чтобы у нас было больше памяти? А зачем?

Татьяна Черниговская напомнила пример, приведенный американским писателем Николасом Карром. Если раньше он сравнивал себя с ныряльщиком в объемы своей памяти, куда он на какое-то время погружался, исследовал объект, осматривая его с разных сторон, то сегодня он считает себя искусным серфингистом.

Интернет-зависимость, по ее мнению, серьезная болезнь. А что будет дальше, когда виртуальные миры станут все более и более реальными? Человечество выдержит это? Не сойдет с ума?

Уже сегодня в обществе распространен «синдром отложенной жизни». Многие люди, по словам профессора Черниговской, живут так, будто используют черновик, откладывая важные и ответственные решения и поступки на потом. Подобным образом они воспитывают и своих детей. Однако жизнь начинается не потом – она идет здесь и сейчас. Важно именно сегодня включить осознанность, чтобы понять, какова конечная цель каждой человеческой жизни. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Институт теоретической физики как идеальный имперский продукт

Институт теоретической физики как идеальный имперский продукт

Дмитрий Квон

Место, где правит интеллект

0
538
Стрела времени. Научный календарь, ноябрь - декабрь, 2024

Стрела времени. Научный календарь, ноябрь - декабрь, 2024

0
505
Как начиналась советская глобалистика и что с нею стало сегодня

Как начиналась советская глобалистика и что с нею стало сегодня

Виктор Лось

«Институция» академика Николая Иноземцева

0
610
"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1372

Другие новости