Сообщения о проблемах психического здоровья студентов существенно различаются в разных странах, как и меры их поддержки. Фото агентства «Москва»
Второй семестр в российских вузах начинается на фоне пиковых значений волны заражений коронавирусным штаммом «омикрон». Проанализировав информацию на сайтах образовательных организаций в отношении режима обучения в весеннем семестре, можно сделать вывод, что единого подхода у руководителей университетов нет. Кто-то начинает семестр в очном формате, кто-то – в дистанционном, многие – в смешанном.
Надо сказать, что в течение двух лет пандемии вопрос режима обучения встает с пугающей регулярностью. Ситуация уже кажется обыденной, и система образования приспособилась. В то же время вряд ли кто-то будет отрицать, что пандемия COVID-19 оказала и продолжает оказывать дестабилизирующее воздействие на учебный процесс. Ни одно другое студенческое поколение с таким вызовом не сталкивалось, и ни одно студенческое поколение не оказывалось под большим давлением, чем нынешнее.
Как показывают различные исследования, во время пандемии студенты по всему миру проявили огромную силу воли, сосредоточенность и решимость продолжать учиться и продолжать бороться за свое будущее. Они заслуживают искренней похвалы и признания за то, что никогда не сдаются. А еще они нуждаются в большей, чем когда-либо, поддержке со стороны своих университетов.
По данным опроса, проведенного компанией Chegg, в 16 странах мира, включая Россию, более половины (56%) студентов бакалавриата в возрасте от 18 до 21 года (всего 16 839 человек) сообщили, что их психическое здоровье из-за повышенного стресса и тревоги пострадало во время COVID-19. Из них 3% опрошенных пытались покончить с собой; 15% – подумывали о том, чтобы покончить с собой, 8% – причинили себе вред, 17% – обратились за помощью по поводу своего психического здоровья. В целом 81% студентов сообщили, что их стресс и беспокойство усилились.
Более трети (35%) опрошенных студентов отметили, что из-за возникших проблем с оплатой обучения у них возникли проблемы со сном, и 21% были вынуждены из-за этого обратиться за медицинской помощью. А 22% респондентов в течение последнего года с трудом могли позволить себе еду.
В период пандемии 14% подвергались словесным оскорблениям, 5% – киберзапугиванию, 3% – физическому насилию и 3% – сексуальным домогательствам.
Несмотря на эти мрачные цифры, обнадеживает, что в сложной ситуации во всех странах больше студентов, которые настроены оптимистично и с надеждой смотрят в будущее. В среднем доля студентов-пессимистов составляет 26%, оптимистов – 56%, и остальные не определились. Еще более удивительно то, что 7 из 10 (70%) студентов бакалавриата во всех опрошенных странах говорят, что, учитывая все обстоятельства, они чувствуют себя счастливыми.
Сообщения о проблемах психического здоровья студентов существенно различаются в разных странах, как и меры поддержки студентов. Это и бесплатная психологическая помощь, и специально разработанные приложения для смартфонов, и онлайн-курсы по позитивному мышлению и благополучию. Например, курс «Наука благополучия» (The Science of Wellbeing) в Йельском университете. Он стал самым популярным из всех курсов, когда-либо преподававшихся в университете, и теперь появился на онлайн-платформе «Курсера».
По мнению экспертов, самой уязвимой категорией студентов в период пандемии стали иностранные студенты. Они сталкиваются с уникальными проблемами, находясь вдали от семьи и родных, реже обращаются за помощью из-за психических проблем в силу культурных и языковых барьеров. В связи с этим, по мнению специалистов по международной мобильности, университеты, которые будут иметь системы поддержки психического здоровья иностранных студентов, а также страны, которые будут создавать такие условия, бесспорно, выиграют в конкурентной борьбе на рынке международного образования. Им удастся сохранить и нарастить студенческий контингент талантливой иностранной молодежи в своих университетах.
В этом контексте федеральный проект «Россия – привлекательная для учебы и работы страна» имеет большие перспективы и возможности. Реализация проекта обсуждалась на совещании у премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина 1 февраля 2022 года.
Куратор этой стратегической инициативы, заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук сообщил, что уже в этом году запускается уникальная программа грантовой поддержки иностранных студентов, обучающихся в России. Наиболее успешные из них получат дополнительную помощь и смогут связать свою будущую жизнь и работу с Россией.
В целом в результате реализации проекта к 2024 году таких должно быть не менее 20 тыс. И для этого уже разработан порядок реализации программы поддержки талантливых иностранных студентов, обучающихся в наших вузах.
комментарии(0)