На какие актуальные критерии опираться абитуриенту при выборе вуза, пока непонятно. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru
Сегодня, 3 марта, должен был завершить работу Первый форум ректоров российских и польских вузов на базе МГУ им. М.В. Ломоносова. Делегацию от РФ должен был возглавить ректор МГУ, академик Виктор Садовничий. Польскую – глава Конференции ректоров академических школ Польши, ректор Силезского технологического университета Аркадиуш Менжик.
Участники форума должны были обсудить планы на будущее. В частности, текущее состояние и актуальные проблемы взаимодействия России и Польши в сфере науки и образования, расширение студенческих обменов, углубление совместных научных исследований и появление новых совместных образовательных программ. Но… Пока полная тишина. Будущее не только этой встречи, но и многих других под большим вопросом.
Южноморавский край и четыре российских региона (Республика Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Ленинградская и Нижегородская области) поддерживали взаимную деловую активность и студенческие обмены на протяжении нескольких лет. Но сегодня пришло официальное письмо: Южноморавский край Чехии временно приостанавливает контакты с регионами-партнерами в России из-за ситуации в Украине.
Канал РЕН-ТВ показал студентку, которая проживает и обучается в Праге. Та рассказала, что к студентам из РФ некоторые преподаватели чешской Высшей школы экономики начали применять личные санкции. Например, один из профессоров выгнал россиян с занятий. То же самое сделал его коллега. В результате руководство вуза отреагировало на эти инциденты, запретив преподавателям подобные действия и высказывания.
По этим и другим случаям уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова встретилась с министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым. По словам Татьяны Москальковой, некоторые европейские вузы стали отчислять российских студентов. В Минобрнауки сделали «встречное предложение». Там решили, что российские студенты, обучающиеся в зарубежных вузах и сталкивающиеся с ущемлением своих прав, могут приехать в Россию и продолжить обучение в ведущих отечественных университетах.
Среди вузов, готовых принять студентов, – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и многие другие.
Также Валерий Фальков и Татьяна Москалькова обсудили перспективы совместной работы в сфере правового просвещения и обеспечения прав молодежи. Большие надежды в этой связи возлагаются на программу развития в восьми регионах России студенческих кампусов, которые позволят создать новые условия для реализации права молодежи на образование.
Министр также сообщил, что его ведомством открыта круглосуточная горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи. Получить помощь психологов могут студенты, в том числе иностранные граждане, а также молодежь, прибывающая из ДНР и ЛНР.
Двери для студентов, которые обучаются за рубежом и хотят перевестись в российские университеты, открыли, в частности, в НИУ «Высшая школа экономики». Пресс-служба университета сообщает, что предоставляются возможности для перевода в университет российских студентов, которые обучаются за рубежом и оказались в затруднительном положении. Для этого необходимо подать заявку на перевод через «Единое окно».
«НИУ ВШЭ рассмотрит каждое заявление и поможет определиться с выбором подходящей программы, пройти аттестационные испытания или собеседования в онлайн-формате», – уточняется в сообщении. Вуз рекомендовал всем заинтересованным в переводе получить консультацию по электронной почте или обратиться в центр сервиса «Студент».
Но это все касается сегодняшней ситуации. А если смотреть вперед: повлечет ли за собой эта волна западных санкций пересмотр отечественной системы высшего образования? Мы уже перестраиваемся, пытаясь соответствовать тренду на цифровые технологии. И недооцениваем традиционное образование. Не придется ли, например, пересмотреть отношение к Болонской системе? А что делать с рейтингами, если нас, например, будут игнорировать по политическим мотивам в международных рейтинговых системах? И вообще, как быть с официально сформулированной в руководящих документах главной целью – попадания наших ведущих вузов в топ мировых рейтингов? Как видят развитие ситуации сами вузы?
Начальник управления международных образовательных программ и академической мобильности Российского нового университета (РосНОУ) Наталья Печерица в беседе с обозревателем «НГ» отметила: «Болонская система действует по всему миру, поэтому в нее входят не только европейские страны, Россия, но и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Отменена Болонская система не будет: это не только студенческий обмен, но и сопоставление учебных программ разных стран, оценка знаний при помощи европейских единиц зачета. Учебные программы должны быть в своей основе общими, унифицированными для всего мира, как и сами дисциплины. Экономика есть экономика, макроэкономика есть макроэкономика, физика есть физика».
Да и невозможно отменить Болонскую систему, потому что Россия не может существовать в вакууме, она включена в мировое сообщество, во все экономические, научные и бизнес-процессы, считает эксперт. Просто надо продолжать адаптировать Болонскую систему к отечественной системе образования. Кстати, советская высшая школа до сих пор считается одной из лучших в мире, и многие страны, например Китай, Япония, Финляндия, остаются приверженцами системы советского образования.
«Конечно, в сложившихся условиях возможна остановка студенческого обмена со странами Европы, Америки на какой-то период, – подчеркнула Наталья Печерица. – Тем временем мы продолжаем получать заявки на подписание соглашений о сотрудничестве. Сотрудничать с нами хотят Иран, Алжир, Тайвань, Китай, с которыми мы постоянно поддерживаем отношения и в настоящее время ведем переговоры об организации в онлайн-режиме рабочей практики для студентов на будущий год. Рано или поздно ситуация наладится, а терять время и тормозить процессы подготовки кадров для будущего мы не можем, это основная задача учебных заведений».
комментарии(0)