0
5082
Газета Образование Интернет-версия

23.03.2022 18:31:00

Профессиональные дети. У современных подростков очень высокая потребность в самоопределении

Тэги: подростки, самоопределение, непрерывное образование, отдых, ковид, коронавирус

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

подростки, самоопределение, непрерывное образование, отдых, ковид, коронавирус Фото со страницы всероссийского детского центра «Смена» в социальной сети

О том, почему дети в летних лагерях перестали просто «отдыхать», зачем им портфолио и как ковид повлиял на них, с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ беседует руководитель всероссийского детского центра «Смена» Игорь ЖУРАВЛЕВ.

Игорь Валерьевич, верно ли, что нынешняя тенденция – в каникулы надо учиться и еще раз учиться?

– Мы, конечно же, выступаем за сбалансированный подход. Но при этом улавливаем тренд, о котором вы говорите, – тренд на образовательный туризм. И выступаем, скажем так, за умный отдых. Здесь, конечно, просматривается еще одно важное направление. Речь идет о непрерывном образовании. С детьми, которые к нам приезжают, мы часто говорим о том, что им в процессе всей жизни придется заниматься самосовершенствованием.

То есть отдыхать все-таки вы детям даете?

– Отдых – это смена деятельности. Мы придерживаемся этого правила. Если посмотреть ретроспективно, лет на пять назад, то очень четко отслеживалась ситуация, когда дети не совсем понимали, чего от них хотят, кроме того, что они должны лежать и греться на солнце. Но у детей очень гибкое мышление, они быстрее перестраиваются к новым ситуациям. А вот с родителями всегда было сложно.

Сегодня взрослые понимают, что ребенок возвращается домой после смены в ВДЦ другим, более интересным, более одухотворенным, более развитым. При этом все – и дети, и родители – ждут портфолио, который мы выдаем на руки. Сейчас очень важно привезти домой настоящее свидетельство о дополнительном образовании, которое мы, кстати, единственные из всех федеральных центров выдаем ребенку.

К интернету у вас какое отношение?

– Мы не можем отгородиться от современного мира. Мы фактически заново выстроили эту работу именно с позиции открытости. Интернет дает дополнительные возможности обучения. А для современных детей – это просто определенная субкультура, и мы учим их правильно вести себя в этой субкультуре, объективно воспринимать информацию. Без этого мы не представляем себе своего дальнейшего существования.

А кружковая деятельность тоже изменилась?

– Основываясь на отечественных педагогических традициях, мы те настроения, которые есть у современных детей, попытались уловить и соответственно «упаковать» в новые, интересные для них образовательные продукты. Когда дети занимаются со специалистом в той или иной сфере, в той или иной области, это очень мотивирует ребенка. В том числе – к саморазвитию и к обучению в целом. Ведь самостоятельно собрать робота или беспилотник, запрограммировать лазер или провести лабораторный химический анализ куда интереснее и увлекательнее, чем прочесть об этом в учебнике или послушать лекцию.

Привычные всем кружки трансформируются в современные образовательные модули. Кружок кройки и шитья – в технологию моды, блогинг – в мультимедийную журналистику, хореография – в шоу «Танцы»... За короткий срок дети успевают сделать то, что в обычной жизни они не успевают попробовать за год. В 2021 году мы приняли 14 тысяч ребят со всей страны. И более 5 тысяч детей прошли обучение именно по профориентационным программам.

Как ковид повлиял на подрастающее поколение? Каковы ваши наблюдения?

- Изменения есть. Как ни странно, для ребенка цифрового поколения личное живое общение остается на первом месте. Во всяком случае, для ребенка, который приезжает к нам. С самого начала пандемии, конечно, были определенные сложности, потому что мы, как и другие образовательные организации России, перешли на цифру. И дети очень четко отреагировали: цифра – это хорошо, но настоящее живое общение не заменит ничто.

Исходя из вашего опыта, каков главный вывод о современной школе?

– Мы даем ребятам возможность вырваться из той привычной школьной исследовательской модели, где дети находятся один на один с предметом. Фактически в «Смене» сейчас моделируется новая образовательная модель, которая формирует для детей необходимые навыки. Командная работа, организационная, лидерство, коммуникации, soft skills (мягкие навыки) – такова новая реальность.

Самое важное сегодня то, что меняется привычная ситуация, которая была на протяжении многих лет, в том, что касается связки – педагог и ученик.

В привычной школьной жизни педагог знает ответ на вопрос, а школьник – нет. В проектной же работе есть элемент сотворчества, ответ учитель и ученик ищут вместе. Ребенку мы транслируем, что знание неисчерпаемо и не все ответы на вопросы уже найдены. Вот здесь как раз и дают эффект авторские образовательные программы, основанные на проектной деятельности и развитии компетенции успешности у современных детей.

Какие сферы деятельности детям особенно интересны?

– Практика показывает, что подростки охотно выбирают именно креативные, инженерные направления, связанные с медиа, блогингом, режиссурой. По-прежнему высокой популярностью пользуются такие направления, как программирование, геймдизайн, киберспорт – то, что связано с развитием IT-технологий. Хотел бы отметить, что фактически по-прежнему у нас в России существует несколько моделей выбора профессий, я бы сказал, что их три. Это традиционная, индустриальная и постиндустриальная. Как раз к постиндустриальной модели относятся те профессии, которые я перечислял. Их характеризует наличие разнообразных компетенций, надпрофессиональных навыков и знаний.

Насколько сегодняшние дети вообще заинтересованы в получении знаний, в обучении?

– У них высокая потребность в профессиональном самоопределении. На этом мы и пытаемся построить мотивацию к обретению новых знаний. Когда дети погружаются в те образовательные программы, которые им предлагаются, они фактически погружаются в мир профессий. Для детей сегодня, на наш взгляд, ключ к мотивации – то, что они могут своими руками «пощупать» профессию, попробовать сделать самостоятельно. 


Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
16203
Риторика с сахаром и без

Риторика с сахаром и без

Юлия Безобразова

Прошел V литературный фестиваль «Проксима Центавра»

0
394
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8362
Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Иван Родин

Для детских учреждений летнего отдыха предлагают единую систему воспитания

0
3056

Другие новости