0
7700
Газета Образование Интернет-версия

11.05.2022 19:07:00

Образовательная яма в Латинской Америке

Дети и подростки перестали видеть в самой учебе какой-либо смысл

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – кандидат исторических наук, доцент кафедры американских исследований РГГУ.

Тэги: латинская америка, образование, качество, пандемия, преступность


латинская америка, образование, качество, пандемия, преступность Дети в латиноамериканских странах вроде бы регулярно посещают школу, но вот качество образования, которое они там получают, резко снижается. Фото Reuters

Специалисты в сфере начального и среднего образования стран Латинской Америки и Карибов бьют тревогу: региону грозит самый серьезный кризис системы образования за последнее столетие. Они считают, что со стороны правительств стран региона нужны немедленные действия для того, чтобы молодое поколение континента не отстало от государств Европы и Северной Америки навсегда.

Негативные тенденции усугубились в течение последних двух лет, когда весь континент охватила пандемия коронавируса. Накануне ее, в 2019 году, 53% заканчивавших начальную школу детишек в Латинской Америке и на Карибах по-прежнему не умели читать и были не в состоянии понимать даже простейший текст, предлагавшийся для чтения. Сейчас этот показатель составляет пугающие 64%, и ситуация продолжает ухудшаться.

Складывается во многом парадоксальная ситуация: дети в латиноамериканских странах вроде бы ходят регулярно в школу, но вот качество знаний, которые они там получают, резко снижается. Ученики к пятому-шестому году обучения не в состоянии приобрести даже базовых навыков и компетенций, заложенных в существующей образовательной системе. Согласно последним исследованиям Всемирного банка, катастрофическая ситуация с элементарными навыками чтения отражается и на освоении всех остальных учебных предметов. Дети просто не в состоянии схватывать их суть и основные положения.

Эксперты Всемирного банка отмечают, что тотальное закрытие школ и университетов в Латинской Америке и на Карибах в начале 2020 года в связи с пандемией было повсеместно принято исключительно по политическим соображениям, без учета возможных последствий как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. В итоге сугубо медицинские правила и запреты были по большей части соблюдены. Однако теперь оказалось, что этот во многом бездумный ограничительный процесс нанес куда больший ущерб Латинской Америке и Карибам. Причем с непредсказуемыми проблемами на будущее, не говоря уже о сегодняшнем дне существующей на континенте системе образования.

Надо также отметить, что регион Латинской Америки и Кариб занял второе место в мире по продолжительности закрытия школ (особенно в отдаленных и сельских районах) и вузов. Система удаленного образования оказалась совершенно не в состоянии справиться с возникшими, во многом искусственно созданными, вызовами. Частично в этом был повинен некачественный доступ в интернет (особенно в деревнях и горных поселках), а также отсутствие минимальных технических средств для проведения качественных занятий онлайн.

Но самое главное – полностью разрушенным оказалось взаимопонимание, существовавшее ранее между учениками и преподавателями. Дети очень быстро привязывались к своим любимым учителям и только от них готовы были получать необходимые знания. И хотя сейчас во многих странах Латинской Америки и Карибов основные ограничения, введенные во время пандемии, по большей части уже сняты, это личное взаимодействие до сих пор восстановить не удалось.

По данным все того же Всемирного банка, более 24 млн учащихся за время пандемии по всему миру бросили школу. Это соответствует примерно 12% населения планеты, у которого на ближайшие годы сократятся доходы в течение их дальнейшей жизни.

Многие дети за прошедшие два года в Латинской Америке и на Карибах не просто бросили учебу, потому что не имели возможности продолжать реальное обучение, а не фиктивно в системе онлайн. Латиноамериканские подростки (особенно они) перестали видеть в самом факторе учебы какой-либо смысл. Даже при наличии дипломов, пусть даже с невысокими, но все же приличными знаниями, большая часть жителей континента на собственном примере ощущает значительное падение уровня жизни. И повышением уровня и качества своего образования они не могут решить эту проблему.

Одновременно с этим в странах региона на 6% за прошедшие два года выросли преступность и насилие всех форм. Причем повинны в этом, по мнению специалистов в области образования, как раз все те же ограничения на нормальную, очную учебу, которые прошедшие два года самым жестким образом вводились абсолютно всеми латиноамериканскими государствами. В результате молодые люди и учиться больше не особо рвались, и на легкие заработки в виде преступной деятельности стали куда чаще подаваться. Самое же серьезное препятствие, которое придется преодолевать латиноамериканским странам после завершения пандемии, – усиление социального неравенства. Латинская Америка в этом плане – явление уникальное. Именно в этом регионе фиксируется сегодня самое сильное социальное расслоение. И пандемийные ограничения только еще сильнее подстегнули этот процесс.

Есть ли какой-то приемлемый выход из сложившегося положения? По мнению экспертов, это прежде всего предоставление ученикам равного и качественного образования на всех уровнях. Также необходимо уделять намного больше внимания развитию образования в регионах и провинциях отдельных латиноамериканских и карибских стран – там, где система образования во время пандемии больше всего пострадала.

Помимо всего прочего для стран региона особое значение приобретает так называемое социо-эмоциональное образование с учетом того, что латиноамериканцам и выходцам с Карибских островов всегда были присущи повышенные эмоции и эмоциональность в процессе обучения. Соответственно резко возрастет теперь значение именно личного, на индивидуальном уровне, образования и обучения. Это может помочь детям в латиноамериканских странах лучше усваивать материал и повышать постепенно свой общеобразовательный статус. 


Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1595
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
1715
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
4038
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
5626

Другие новости