0
5119
Газета Образование Интернет-версия

18.05.2022 18:39:00

Сетевой репетитор теперь в цене

Молодым преподавателям традиционная школа в принципе и не нужна

Тэги: исследвоание, школа, учителя, возрастной состав, нагрузка, сетевой репетитор


исследвоание, школа, учителя, возрастной состав, нагрузка, сетевой репетитор Те специалисты, кто занимается только частным репетиторством, в среднем тратят в неделю 22 часа на уроки и 10 часов на подготовку. Фото Unsplash

Половина учителей государственных и частных школ – это люди 45+, в то время как на онлайн-платформах преподавателей моложе 35 лет более 60%. Таковы результаты исследования, проведенного специалистами Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

По данным Федеральной службы налогов за 2021 год, в государственных муниципальных школах работает 28% учителей в возрасте от 50 до 60 лет, а также 14% учителей от 60 лет и старше; в частных школах – 25% и 12% соответственно. Молодые преподаватели от 25 до 29 лет в государственных муниципальных школах составляют около 7,5%, в частных – 9,5%. Начинающие специалисты в возрасте до 25 лет составляют 6,4% в государственных муниципальных школах и 5,4% в частных. Чем примечательна эта статистика, рассмотрим на примере типичных семей, вкладывающихся в развитие своего ребенка.

Роман К. учится в шестом классе в одной из столичных школ. Учебное заведение относится к категории школ с углубленным изучением английского языка. Непонятно, что происходит на уроках, но, придя домой, ребенок садится к компьютеру, вызывает в зуме репетитора и начинает с ним проходить тему основных уроков. Когда у семьи денег недостаточно, чтобы оплатить такой формат, занятия с репетиторами проходят непосредственно перед контрольными работами. Так, математику для 6-го класса с нынешними учебниками среднестатистический родитель сам не осилит, поэтому репетитор – это спасение.

Репетитор по математике у Романа – молодой парень, сам еще студент, учится в МГУ имени М.В. Ломоносова. Объясняет материал очень понятно. Одно занятие стоит 650 руб. Иногда 500.

Репетитор по русскому каждый раз проявляет чудеса творчества. То стишки, как запомнить правильно правописание слов, с ребенком выучит, то тест на проверку ему устроит. То правила на свой манер объяснит, но все ребенку понятно.

Всего репетиторов у Романа пять. Недавно, по собственной инициативе, он начал изучать корейский и испанский языки. Выпросил денег у родителей на учителей. Самостоятельно нашел их в Сети. Репетиторы говорят только на своем родном и на английском. Рассказывают ребенку о своей стране и показывают интерьеры и среду. Уроки языка проходят в свободном общении. На удивление, зарубежные репетиторы обходятся тоже относительно недорого.

Любопытно, что когда Роман сменил учителя по литературе, то тот вопросов лишних даже не стал задавать. Не нуждается Роман в его услугах – и не нужно. Другое дело кореянка. Девушка настойчиво звонила своему ученику каждый день и требовала объяснить, почему она не подошла ему. В конце концов они договорились продолжать уроки. И учительница сделала их более насыщенными.

Когда деньги у родителей на репетиторов заканчиваются вовсе, Роман переходит на блогеров-учителей. Их тоже в Интернете много.

У молодых учителей, заявляет Роман, ему интересно учиться, потому что они говорят на одном с ним языке, у них одна культурная среда, общие интересы и т.д. И перед молодыми преподавателями, со слов Романа, стыдно чего-то не знать.

В школу Рома, естественно, ходить не хочет. Говорит, жаль времени, которое он там теряет. Учительница математики у Романа женщина предпенсионного возраста. Внешне она выглядит строго. И ведет себя соответственно. Еще она бывает очень часто раздражена. И работает, по сути, в классе только с двумя-тремя учениками. Остальных, которые смотрят на нее тупым и «нежным взором», она с трудом переносит. Это «болото» ей изрядно надоело. Нет, она ни на кого не жалуется. И в принципе она своим местом дорожит. Отвела урок – и быстро уходит отдыхать. Устала. Но о выходе на пенсию даже не думает. Пенсия все равно не будет такой, как учительская зарплата. И кажется, в этой ситуации нет выхода…

Но при этом, как и десятилетия назад, сейчас большинство учителей в России – женщины. По данным ФСН за 2021 год, в государственных и муниципальных школах процент учителей женского пола составляет 88%, в частных школах – 86%. Примерно такая же статистика наблюдается и среди преподавательского состава онлайн-платформ: 74% женщин среди преподавателей групповых онлайн-занятий и 82% – индивидуальных.

Зеркальная статистика – среди педсостава онлайн-платформ: начинающие специалисты до 25 лет и молодые преподаватели от 25 до 29 лет составляют больше половины от всех преподавателей онлайн-сервисов (25,8% и 26,2% соответственно). В то время как возрастные преподаватели (от 50 до 60 лет) – лишь около 9%, а преподавателей старше 60 лет всего 1%.

70% преподавателей старше 60 лет работают менее 20 часов в неделю. Полторы ставки (27 часов) они имеют вдвое реже, чем более молодые, так как при наличии у преподавателя пенсии (с 55 лет) школы стараются перераспределять ограниченный ресурс аудиторных часов в пользу молодых специалистов, особенно в регионах. Однако учителям-пенсионерам недостаточно школьной ставки, поэтому подрабатывающих специалистов, в основном частным репетиторством, в этом сегменте много – 73%. Во время пандемии вынужденно выросло количество специалистов старше 60 лет и в смешанном формате преподавания: у них остались небольшие аудиторные часы, а все остальное перевели в дистант – проверки, консультации и т.д.

Нагрузка преподавателей, работающих в школе по основному месту, в среднем составляет 27 часов и 12 часов – внеурочная нагрузка. Если школьный преподаватель подрабатывает частным репетитором, то это добавляет ему в среднем 8 часов нагрузки в неделю, на онлайн-платформе – 14 часов. Такая же загруженность у преподавателей, работающих только на онлайн-платформах без подработки, – 27 часов аудиторной и 9 часов внеурочной нагрузки. Те, кто преподает на онлайн-платформах и подрабатывает частным репетитором, имеют в среднем 24 часа аудиторной, 11 часов внеаудиторной нагрузки и 7 часов – подработки. Те же специалисты, кто занимается только частным репетиторством, в среднем тратят 22 часа на уроки и 10 часов на подготовку к ним.

Недавно одна репетиторская фирма (онлайн-школа), в которой, если верить ее данным, обучились уже порядка 53 тыс. человек, обратилась с письмом к руководству страны, чтобы ученикам старших классов позволили свободное посещение тех предметов, по которым не нужно сдавать ЕГЭ. Дело в том, что, согласно проведенному опросу учеников, – чем те занимаются на уроках, которые не пригодятся для сдачи ЕГЭ, – только 18% ответили, что полноценно занимаются на этих уроках. Остальные присутствуют, но не обучаются… 


Читайте также


Предприятия готовят работников к сверхурочной нагрузке

Предприятия готовят работников к сверхурочной нагрузке

Анастасия Башкатова

Гибридный формат становится для части бизнеса нормой

0
2385
Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
1466
В школу надо вернуть повременную оплату труда

В школу надо вернуть повременную оплату труда

Антон Зверев

Рост своих зарплат учителя сочли компенсацией недополученного ранее

0
4264
Судебная система перегружена своей закрытостью

Судебная система перегружена своей закрытостью

Екатерина Трифонова

Служители Фемиды вырастают из сотрудников аппарата, а там высокая текучка кадров

0
4336

Другие новости