Уже чуть ли не в начальной школе ученикам подспудно предлагают задуматься о дальнейшем профиле обучения. Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru
Для родителей и учеников средней школы сейчас довольно сложная пора – пора самоопределения. Ученики выбирают профили, по которым они будут учиться дальше. Сегодня считается, что ранняя профилизация – это залог успеха для ребенка в будущем. При этом основательно выбор профессии волнует ребенка примерно к 14–16 годам. Но даже и в начальной школе можно обнаружить зачатки профиля.
Считается, что деление на профили помогает сделать учебный процесс более эффективным, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути. Самого же учащегося школа настраивает на то, что добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профподготовку, владеет навыками общения, обладает способностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда и выдерживает конкуренцию в условиях безработицы.
Сегодня ученикам предлагают естественно-научный профиль, где профильные предметы: математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология. Гуманитарный, где профильные предметы: русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право. Социально-экономический с профильными математикой, экономикой, правом, географией и геометрией. Технологический профиль с предметами: алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика. Универсальный – для тех, кто не определился со своим выбором. На практике в универсальный отправляют всех двоечников…
Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в основной школе (5–9-е классы) начинается обычно после 6-го класса. Школьникам предоставляется возможность принять первое самостоятельное решение, опираясь на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить. Причем, если для ученика это вопрос самоопределения, для родителя ученика – это стресс. Потому что они знают, что от этого зависит многое.
А профильный класс – это перспективы поступления на бюджетное отделение вуза. Некоторые профильные программы обучения подразумевают вручение ее выпускникам соответствующих дипломов. Можно, конечно, попробовать поступить после 8-го класса на профиль. Но практика показывает, что ученики, перешедшие на профиль раньше, имеют лучшие результаты. Да и места в нужных профильных классах могут быть уже заняты.
Идти в профильные классы разумно еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные задания в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена.
Если исходить из потребностей экономики, то проблема подготовки инженерных кадров встала особенно остро с момента объявления антироссийских санкций. До тех пор считалось, что для воспитания профессионального инженера достаточно адаптации вузовских программ под потребности предприятий, нуждающихся в инженерных кадрах. Теперь – что начало подготовки будущих инженеров должно быть положено уже в школе. То же самое и по другим перспективным направлениям. Родители чутко уловили тренд на естественно-научные дисциплины. И советуют своим чадам делать упор на математику.
Но вот проблема – многие родители даже не заглядывают в школьные учебники. И не представляют, как они изменились. Тем более они не понимают, что такое проверочные контрольные. Между тем тесты, по которым набирают детей в инженерно-математические классы, больше ориентированы на проверку логики и умения мыслить, нежели на счет и умение применять формулы. Хотя последнее совсем тоже не исключается.
В общем, родители бывают порой обескуражены, когда их ребенок, трудолюбиво занимающийся целый год и приносящий из школы одни пятерки (зачастую их же, родителей, стараниями), вдруг не проходит математический тест. А почти двоечник с плохим поведением, не выполняющий домашние задания, вдруг выполнил тест и прошел в профильный математический класс.
Поэтому скандалы в школах нередки: школьные чаты полны гневных сообщений от возмущенных пап и мам. Некоторые идут напрямую к директору. Взволнованных родителей убеждают, что проверяющие действовали исключительно честно, им интересно понять, как ребенок мыслил. В общем, скандалы в эту пору – очень частые явления.
Для иллюстрации – пример из практики ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. Он рассказывал «НГ», как поступал в МГУ в 1958 году. Работал Виктор Антонович тогда на шахте в Горловке, заканчивал вечернюю школу. На мехмате, куда он поступал, экзамены принимала комиссия. И среди прочих ему задали вопрос про уравнение с логарифмами. Логарифмы будущий академик не знал, потому что в вечерней школе просто не дошли до этого материала. У проверяющих это вызвало настоящий шок – как это так? На мехмат поступает абитуриент, который не знает логарифмы. Тогда его спросили, а знает ли он показательную функцию, обратную к логарифму. Он сказал, что, конечно, знает. Дальше они начали задавать ему очень трудные задачи, и он все решал, преобразуя логарифмы в обратную функцию. Поразил их всеми решениями и получил отлично.
Кстати, один из принимающих сейчас тесты по математике в беседе с «НГ» прокомментировал ситуацию с приемом так: преподавателям математики важно знать, умеет ли школьник мыслить. И мыслить нетривиально…