0
6367
Газета Образование Интернет-версия

13.07.2022 18:51:00

Академики осудили нездоровые амбиции родителей

Почти 70% дошкольников недосыпают, недоедают, мало играют – ведь они постоянно "развиваются"

Тэги: общество, родители, тенденция, дошкольное образование, развитие, здоровье, мнение


общество, родители, тенденция, дошкольное образование, развитие, здоровье, мнение Образовательный тренд «после трех лет учить уже поздно» популярен в родительской среде. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru

В обществе замечена нездоровая тенденция – чрезмерное стремление к школьному образованию в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста. Об этом и о том, как правильно развивать дошкольника, говорили во время онлайн-встречи в прямом эфире президент Российской академии образования Ольга Васильева и физиолог Марьяна Безруких. Встреча прошла в рамках просветительского проекта «Академические вечера».

Отныне в прямом эфире в официальном сообществе РАО в «ВКонтакте» ведущие ученые и специалисты под модерацией самого президента РАО, академика РАО Ольги Юрьевны Васильевой будут обсуждать широкий круг вопросов, связанных с развитием образования. Проект ориентирован на широкую родительскую и профессиональную аудиторию, предполагает живой диалог с возможностью получения вопросов и комментариев от зрителей и ответа на них в прямом эфире.

«Поздно ли учить ребенка после трех лет?», «Насколько рано нужно начинать обучение иностранным языкам?», «В чем главный секрет детской игры?» – эти и многие другие вопросы успели обсудить академики. Широкую аудиторию ознакомили с интересными историческими событиями, спикеры дали свои комментарии, а главное и бесценное в нынешней ситуации – советы родителям.

В ходе разговора Ольга Васильева обратила внимание собеседницы на ролик, присланный коллегами из Китайской академии образования. О содержании ролика и комментариях ученых интересно поговорить отдельно. Во-первых, потому что поднята очень важная тема. Во-вторых, проблемы у стран оказались похожими. В-третьих, интересно посмотреть, как отреагировало китайское правительство на данную тему. И соответственно вытекающий отсюда вопрос – а что делать, если у нас такая же ситуация.

Итак, представитель Китайской академии рассказал русским коллегам, что за последние 10 лет в дошкольном образовании Китая произошли значительные перемены. Всем вдруг стало понятно, что инвестиция в дошкольное образование – это инвестиция в будущее. А идея образования дошкольников с трехлетнего возраста стала вдруг особенно привлекательной.

В Китае есть поговорка – «выиграть на линии старта». И сегодня в Китае многие полагают, что линия начинается… в самом нежном дошкольном возрасте. В Поднебесной есть государственные и частные сады. И очень много малышей родители вдруг стали переводить в частные сады, потому что там дают азы арифметики, изучают иероглифы, их транскрипцию и английский язык. Теперь многие родители вкладывают много сил и денег в своего ребенка, чтобы он научился тому, чему учат в начальной школе.

Это настораживает ученых, и это настораживает политиков. Первых – потому что это опасно для здоровья ребенка. Вторых – потому что нарушается существующая образовательная среда, повышается уровень несправедливости, а знания, которые получают дети, – временные и обрывочные.

Китайское правительство, судя по ролику, для исправления ситуации приняло ряд мер. С 2011 по 2018 год были опубликованы специализированные нормативные документы, направленные на устранение образования начальной школы в дошколке. Однако это не решило проблему полностью. И в 2021 году правительство Китая предприняло новую попытку что-то изменить в этом вопросе. Принятые ими меры продемонстрировали наконец-то положительную тенденцию к снижению стремления достичь уровня начальной школы в дошкольном образовании. Что сделали? Во-первых, снизили нагрузки на учащихся и повысили качество образования и преподавания в начальной и средней школе. Домашние задания для первоклассников перестали быть сложными. Во-вторых, правительство регламентировало учебные курсы в данной сфере и ограничило их в рекламе. И родителей попросили не вкладываться в такие курсы чрезмерно. В-третьих, в правительстве поддержали домашнее образование и услуги общинного образования.

Как отметили участники онлайн-встречи Ольга Васильева и Марьяна Безруких, острое стремление родителей дать школьные знания малышу 3–5 лет замечено и в РФ. И в этом моменте очень важно досконально разобраться.

Марьяна Безруких привела пример популярной у нас сегодня «ментальной арифметики». Это, по словам Безруких, не что иное... «как эксплуатация памяти ребенка». Развитие памяти, конечно, очень важно для малыша. Но когда концентрируют внимание ребенка на чем-то одном – это не очень полезно. Мозг ребенка любит самый разный опыт, заметила Безруких. Ему важно гармоничное развитие.

Родители, перегружая мозг ребенка, часто говорят в оправдание, что ребенку это интересно. Но это тоже неправильный посыл, замечает Безруких. Ребенок в этом возрасте еще не имеет такого ресурса – как оценить свое утомление. Ему действительно интересно все новое. Тем более когда родители находят верную мотивацию, чтобы стимулировать желание ребенка. Поэтому надо задать вопрос – является ли сложение или умножение трехзначных и более цифр развитием математических способностей? А если нет, то почему мы заставляем ребенка уделять этому много времени, лишая его времени на самое важное для него в этом возрасте – физическое развитие, занятие спортом и др.

Еще Марьяна Безруких рассказала, как выглядит день дошкольника и что нужно для его развития. Ребенку нужно 10–11 часов сна. Больше 70% современных российских дошкольников недосыпают. Малышу нужно 3 часа активных движений на воздухе. У детей, которых перевозят из одной секции в другую, такой возможности просто нет. Дошкольнику важно 2–2,5 часа уделять гигиеническим процедурам и питанию. Этого времени у ребенка тоже нет. Так у нас появляются «дети-малоежки», замечает Марьяна Безруких. Ребенок не может торопиться, когда ест. А его все время подгоняют – быстрее ешь, быстрее вставай. Ребенок постоянно находится в состоянии гонки. Сколько он должен тратить времени на интеллектуальные занятия? Два раза в день по 20 минут! Занятия для ребенка четырех лет могут проходить только в таком режиме. Все остальное время он должен играть. Мозгу ребенка нужна игра. Итого, подвели итоги академики: современный ребенок недосыпает, не имеет времени на физические занятия на воздухе, недоедает, не имеет времени на игру. Все его время направлено на познавательное развитие. Вопрос – а что потом делать со здоровьем малыша?  


Читайте также


Об императивном мандате размышляют во всех партиях

Об императивном мандате размышляют во всех партиях

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Инструмент для отзыва нелояльных депутатов пригодится и власти, и оппозиции

0
886
Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Екатерина Трифонова

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

0
961
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
952
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
987

Другие новости