0
6150
Газета Образование Интернет-версия

20.07.2022 18:27:00

Новая мода среди выпускников: все в техникумы!

Креативные, цифровые и IT-специальности обеспечат хороший приток в колледжи

Тэги: школа, выпускники, техникумы, социологи, исследование, вшэ, креативные специалости


школа, выпускники, техникумы, социологи, исследование, вшэ, креативные специалости Все больше ребят после 11-го класса продолжают образование в техникумах. Фото агентства «Москва»

Сегодня поступить в техникум не считается зазорным даже для хорошо успевающих выпускников школ. Хотя ситуация довольно странная: есть все шансы поступить в университет – а абитуриент идет в техникум. Почему? В этом разбирались социологи национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» опубликована статья социологов НИУ ВШЭ «Вместо университета – в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?»

Авторы материала отмечают, что с середины 2010-х годов все больше выпускников 11-х классов подают заявления в колледжи на фоне стагнирующего приема в вузы. (Тем не менее напомним, что в техникумы после 11-го класса поступают всего лишь 20% абитуриентов.) Причем после девятого класса сюда приходят выходцы из семей с невысоким социально-экономическим статусом. Родители таких детей не имеют зачастую высшего образования. А колледж здесь выступает скорее «институтом взросления», обеспечивающим ускоренный выход своих выпускников во взрослую жизнь.

После 11-го класса картина иная. Сюда поступают выходцы из самых разных семей, в том числе и обеспеченных. У многих эта ситуация вынужденная. Они рассматривают СПО (среднее профессиональное образование)как трамплин для поступления в вузы. Это зачастую «срединный» контингент, со средней успеваемостью. И здесь техникум выступает в качестве заведения, обеспечивающего прирост «человеческого капитала», считают исследователи.

На выбор образовательной траектории студентов колледжей повлияло сочетание разных факторов. С одной стороны, выбор в пользу СПО оказался вынужденным шагом для 11-классников в условиях снижения доступа к высшему образованию.

С другой стороны, изменения случились в самой системе СПО. Там стали готовить веб-дизайнеров, маркетологов, SMM-менеджеров, специалистов по рекламе и других интересных специалистов. И колледж здесь уже начинает выступать альтернативой вузу, «каналом более быстрого и менее затратного овладения монетизируемыми профессиональными навыками», отмечают авторы исследования. И еще рост интереса к СПО для этой категории граждан можно по-прежнему интерпретировать как вынужденно отложенное решение о получении диплома вуза.

Опросив поступивших вчерашних 11-классников, социологи ВШЭ сделали вывод, что решение пойти в СПО способствовало не только и не столько неудачная сдача ЕГЭ, не позволившая поступить в вуз, сколько низкая осознанность и отсутствие стратегии поступления. К стратегии можно отнести раннее профессиональное самоопределение, изучение рынка образовательных программ, профильную подготовку к ЕГЭ. Ничего этого у поступивших в СПО не было. Они фактически не выбирали, а всего лишь рассматривали один-­два варианта специальностей или вузов и делали выбор в последний момент, исходя из «удобных» предметов для сдачи ЕГЭ. Многие совершали тактические ошибки при планировании поступления – например, неверно рассчитывали время, необходимое на подготовку. Начинали заниматься подготовкой к ЕГЭ уже на последних этапах обучения в школе. В условиях ужесточения конкуренции за места в вузах такая «беспечность» стала для них роковой.

Как они чувствуют себя в стенах техникумов, встретившись лицом к лицу с одноклассниками, которые пришли сюда раньше на два года? Они же сторонились их, еще учась в школе. Что чувствуют они сейчас, находясь в их среде, считают ли себя белыми воронами?

Социологи отмечают, что там, где сервисные, креативные спе­циальности, «мягкие» профессии и где реальным критерием отбора являются конкретные про­фессиональные навыки, разница нивелируется.

Что касается перспектив, то не исключено, что эта тенденция приема в СПО после 11-го класса будет только расти. И флагманами этого движения станут специальности в обла­сти информационных технологий и цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда уже сейчас бурно растет. Абитуриенты будут скорее всего и дальше реагировать на рыночные сигналы и поступать в колледжи в расчете на получение быстро монетизируемых навыков с меньшими временными и финансовыми затратами.  


Читайте также


Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Михаил Сергеев

Только 12 регионов РФ из 89 стали центрами притяжения для студентов и абитуриентов

0
1726
О смысле и содержании школьного математического образования

О смысле и содержании школьного математического образования

Вадим Розин

Методологический анализ причин утраты школьниками смысла изучать один из основных предметов

0
7237
Нейросети помогут ученым подсчитать карскую популяцию белых медведей

Нейросети помогут ученым подсчитать карскую популяцию белых медведей

Татьяна Астафьева

0
3592
Коммунисты разбудят своих заднескамеечников

Коммунисты разбудят своих заднескамеечников

Иван Родин

Депутаты КПРФ пока опередили по медиаактивности только фракцию "Единой России"

0
2130

Другие новости