Иллюстрация pixabay.com
Из утвержденной Министерством науки и высшего образования РФ Концепции развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования (далее – Концепция) следует, что в скором времени в стране будет разработан профессиональный стандарт вузовского психолога. Работу по развитию и научно-методическому обеспечению вузовских психологических служб курирует Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования совместно с Департаментом государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки.«Психологическое благополучие студентов и преподавателей – основа качественного и эффективного образования в высшей школе. Сегодня многие из них по тем или иным причинам нуждаются в квалифицированной психологической поддержке, помощи специалистов в трудной жизненной ситуации. РАО и Минобрнауки России в тесном взаимодействии реализуют комплекс мероприятий по поддержке и развитию психологических служб наших высших учебных заведений. Эта работа направлена в первую очередь на обеспечение наших студентов и преподавателей доступной и качественной психологической помощью», – подчеркивает и.о. вице-президента РАО, главный ученый секретарь Президиума РАО Виктор Басюк.
Ранее сообщалось, что в России к 2025 году создадут систему психологической помощи студентам и преподавателям вузов. В каждом из них появится соответствующее подразделение, где будут работать психологи, помогая учащимся и сотрудникам в социальной адаптации. Обеспечивать подразделения и платить зарплату специалистам планируют за счет федерального бюджета и средств учебных заведений.
В законе «Об образовании» уже записано право студентов на психологическую помощь. Но только в половине отечественных вузов есть психолог. Создание психологической службы учреждений высшего образования сейчас зависит от воли и желания руководства образовательной организации. К тому же в России нет профстандарта психолога вуза и не прописано, какие именно методы применять в работе со студентами.
Масштабное исследование ученых Отделения психологии и возрастной физиологии РАО показало, что 20,9% первокурсников сообщают об эмоциональных трудностях, а 8,7% – на первом курсе испытывают сложности в коммуникации, в том числе, во взаимодействии с однокурсниками.
Также, согласно данным РАО, подавляющее большинство проректоров, курирующих психологическое сопровождение образования в вузе, считают, что для эффективного обучения студентов нужна своя психологическая служба, работающая по актуальным направлениям психологического сопровождения студентов и научно-педагогических работников.
В принципе ситуация понятна. Вчерашний школьник поступает в техникум, колледж или университет. (Кстати, трудней адаптация проходит у учащихся средних специальных учебных заведений, видимо по причине того, что они младше и раньше покидают отчий дом.) При этом резко меняется окружение первокурсника. Не все студенты учатся вблизи родного дома, многие переезжают учиться в другой город. Меняются жилищные условия первокурсников. В общем, из домашней обстановки они переезжают в общежитие с его специфическими традициями и правилами поведения.
Меняются условия внешнего контроля: «от сессии до сессии живут студенты весело». Психологи обращают внимание также и на то, что к первому курсу может быть еще не закончена гормональная перестройка молодых людей.
Ко всем этим моментам остается добавить ковидную ситуацию.
В 2023 году, согласно Концепции, появится типовая модель вузовской психологической службы с единым федеральным регламентом и протоколами оказания психологической помощи, а также – профессиональный стандарт психолога в системе профессионального образования, стандарт оказания психологической помощи в системе высшего образования и этический кодекс вузовского психолога. Еще одно крупное мероприятие, запланированное на 2023 год, – подготовка перечня рекомендованных психологических методик и технологий для психологических служб вузов.
С 2023 года также начнутся регулярные популяционные исследования психологического благополучия студентов в России.