Система «перевернутый план» подразумевает, что студент сам приходит к необходимости получения теоретических знаний. Фото РИА Новости
Высшее образование постепенно меняется. Актуальными трендами в нем в последние годы становятся индивидуальная образовательная траектория студентов, онлайн-магистратура и перевернутый учебный план. Исследования показывают, что новшества порой неоднозначно воспринимаются преподавательским составом.
В крупных российских вузах появляются полностью дистанционные программы. Они относятся к очной форме обучения и дают студентам те же возможности, что и классические, при этом не требуется физическое присутствие магистрантов. Студенты получают тот же объем знаний, диплом, возможность общаться с преподавателями и одногруппниками и пользоваться льготами. Согласно открытым источникам, онлайн-магистратура сегодня присутствует примерно в 44 вузах страны. В 2022 году обучение онлайн ведется по 217 программам.
Данные опросов, проведенных на платформе «Нетология», свидетельствуют, что большинство онлайн-магистрантов живут в Москве и Московской области, совмещают учебу с работой, осваивают новую специальность и хотят найти работу по новой профессии. Как правило, учиться в онлайн-магистратуре они приходят спустя более пяти лет после выпуска из университета или поступают сразу же после завершения учебы.
Среди преимуществ обучения на программах нового формата студенты онлайн-магистратуры называют возможность не тратить время на дорогу и учиться из любого места – 88%, свободный график обучения – 71%, более удобный формат сдачи работ – 45%, менее формальное общение – 39%, большую интерактивность и т.д.
Почти все студенты магистратуры совмещают учебу с работой. Некоторые находятся в поисках работы или продолжают обучение. Кстати, онлайн-магистранты чаще осваивают новую для них профессию, чем учащиеся офлайн-программ. Выбор магистратуры обусловлен несколькими факторами. Главным критерием для большинства студентов является программа обучения – она важна для 67% опрошенных.
Как свидетельствуют данные опросов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», отношение к онлайн-образованию год от года улучшается. В 2016-м такую практику положительно оценивали только 17% преподавателей, а в 2020-м – уже 48%. Отмечается, что 58% преподавателей намерены создать свои курсы в ближайшие годы. Любопытно, что опрошенные из старших возрастных групп больше заинтересованы в этом, чем респонденты моложе 35 лет.
«В XXI веке мы входим в принципиально другую модель образования. Оно должно стать более индивидуальным не для того, чтобы найти таланты, а для того, чтобы в каждом раскрыть талант. Нам необходимо сделать высшее образование индивидуальным, то есть работать с каждым по-особому. Уже персонализирована медицина, мы требуем индивидуального подхода во всем. Почему же образование должно отличаться?» – заявляет министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
В министерстве считают, что «свобода в выборе ряда предметов развивает осознанность, умение ориентироваться в большом информационном потоке, анализировать, какие знания актуальны здесь и сейчас, и адаптироваться к изменениям в профессии, которые могут произойти за время обучения». В цифровую эпоху все эти качества работодатели особо ценят. От выпускников вузов ждут гибкости и умения быстро встраиваться в командные проекты.
При выборе персональной формы обучения студенты изучают набор обязательных дисциплин и имеют широкий выбор элективных модулей. В качестве преподавателей привлекаются наставники-практики, которые работают с командами над решением технологических задач.
Сразу надо сказать, что не все вузы и не все отдельные преподаватели заинтересованы в этом. Telegram-каналы, посвященные образовательной политике, часто проводят опросы на эту тему. Вот данные одного из последних опросов. Перспективным направление считают 15% респондентов; положительно, но с осторожностью к нему относятся 28%; временным модным увлечением называют 34%; крайне негативно оценивают 11%. Ну и 12% практически ничего не слышали об индивидуальных образовательных траекториях.
Наконец, перевернутый учебный план. Традиционно в университетах изучают сначала общие фундаментальные дисциплины, а на старших курсах больше вводится специальных дисциплин.
Но в некоторых университетах практикуют сегодня ввод на начальной стадии обучения практических дисциплин, а теоретическими знаниями студент овладевает в процессе дальнейшего обучения. В итоге студент сам приходит к необходимости получения теоретических знаний. Таким образом, сохраняется и фундаментальный блок, и обеспечена заинтересованность студентов в обучении на младших курсах. Студенты при этом постепенно погружаются во все более сложные фундаментальные дисциплины, используя прикладные навыки (например, программирование, 3D-моделирование и другие) для их более эффективного изучения. Преподаватели, практикующие это, относятся к новшеству положительно.