0
5466
Газета Образование Интернет-версия

16.11.2022 19:23:00

Дети оптимистичных матерей легче усваивают общественные нормы

Что показали эксперименты по оценке эмоционального восприятия действительности у подрастающего поколения

Тэги: рао, академические вечера, родители, воспитание, оптимизм, общественные нормы, эмоциональное восприятие


рао, академические вечера, родители, воспитание, оптимизм, общественные нормы, эмоциональное восприятие Главный совет родителям – сохранять в общении с детьми положительные эмоции. Фото с сайта www.freepik.com

Важная тема родительства была затронута в цикле встреч «Академические вечера», который готовит Российская академия образования (РАО). Ребенок уже в три месяца способен вступать в субъектные отношения. А незамужняя женщина с ребенком ставит во главу угла совсем иные приоритеты, нежели женщина семейная. Программа РАО как раз призвана помочь родителям и учителям.

На этот раз собеседником президента РАО Ольги Васильевой стал академик РАО, психолог Владимир Собкин. Прежде всего ученые проанализировали исторически переживаемый момент и то, какие вызовы стоят перед семьями сегодня.

Конечно, институт семьи переживает сейчас сложные времена. Есть внешние факторы, влияющие на жизнь ее, есть внутренние. Владимир Собкин обратился к опыту 90-х. Тогда семья пребывала в большой растерянности. Опросы голландских и российских учителей, родителей и детей (1992) на предмет того, как они смотрят в будущее, очень показательны в этом плане. «С оптимизмом» отвечали 75% голландцев и только 10% россиян.

Тогда же проводился эксперимент, посвященный изучению субъектных отношений. Психолог Елена Смирнова занималась детьми младшего возраста и провела очень интересный эксперимент с ребенком трех месяцев от роду. Малышу показывали две игрушки. Одна – неяркая, бледная; другая, наоборот, очень яркая. Понятно, что ребенок тянулся руками к яркой игрушке. Но со временем, привыкнув, трехмесячный малыш проявлял эмоции и по отношению к неяркой игрушке: любовался ею, гладил, восклицал, И через какое-то время при показе двух игрушек ребенок стал тянуться к неяркой игрушке. Это позволило сделать вывод, что трехмесячный ребенок уже способен вступать в субъектные отношения.

Ученые и сегодня проводят эксперименты, позволяющие оценить эмоциональную оценку жизненных перспектив (оптимизм/сомнение) у детей. Результаты их исследований свидетельствуют о влиянии позитивной жизненной ориентации матери на развитие моральной регуляции поведения ребенка. Дети оптимистичных матерей легче усваивают общественные нормы и, следуя им, испытывают положительные эмоции. Так что главный и важный совет родителям сегодня – сохраняйте в общении с детьми положительные эмоции.

Много лет назад знаменитый педагог-новатор Шалва Амонашвили заменил красную ручку на зеленую и вместо ошибок в тетрадях школьников стал подчеркивать места, в которых дети хороши. Грузинский педагог до сих пор вспоминает глаза маленькой девочки Лены, которая увидела свою тетрадь – не красную от исправлений, а зеленую с похвалой.

Но какими бы ни были условия жизни, только родитель может сделать этот мир для ребенка прекрасным или ужасным. Сегодня по-прежнему много разводов. Второй брак у женщины с ребенком случается, но не так часто, как развод. И народная молва гласит: «Трудно женщине с ребенком выйти замуж!» Виноват мужчина: замуж не берет. Но вот выводы еще одного исследования, о котором вспомнил во время встречи Владимир Собкин.

У незамужних женщин с ребенком на руках в числе приоритетов – материнство и карьера. Супружество, которое у замужних на первом месте, у одиноких женщин отошло на второй и третий план.

Ребенок между тем, в полной или неполной семье, находится в равной ситуации взросления. В неполной мать восполнить утраченную структуру взаимодействия ребенка с отцом не может. Как бы она ни старалась. Для девочек существенной роли это не играет. А вот для мальчиков играет. Например, мальчики из неполных семей запаздывают в своей готовности к школе.

Ученые анкетировали большое количество семей (200 тыс. участников). Родителей просили оценить успешность своих детей. Как они осваивают школьную программу – легко, средне, с трудом. Легко осваивают программу девочки. После 4-го класса у мальчиков идет снижение. На рубеже 7-го класса – падение. На рубеже 9-го класса еще одна яма. Потом, на рубеже 11-го класса – подъем в освоении программы. Так что родителям мальчиков еще один совет – уделять больше внимания учебе своих детей. 



Читайте также


Как выглядит бюджет времени современного школьника

Как выглядит бюджет времени современного школьника

Елена Герасимова

Многие взрослые склонны игнорировать особенности подростковой физиологии

0
6853
 Выставка "От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века"

Выставка "От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века"

  

0
3138
Пушкинский музей и братство навеки

Пушкинский музей и братство навеки

Нонна Верховская

Про воспитание эстетических чувств в Клубе юных искусствоведов, который и сейчас существует

0
6077
Психологическая помощь нужна и детям, и родителям

Психологическая помощь нужна и детям, и родителям

Елена Герасимова

Малоподвижный образ жизни, зависимость от гаджетов и злоупотребление фастфудом – три признака неблагополучия школьника

0
5295

Другие новости