Лучшим способом решить проблемы в треугольнике учитель–ученик–родитель остается личная беседа. Фото PhotoXPress.ru |
По мнению респондентов, главные проявления пассивной агрессии – это грубость (56%), сарказм (52%) и игнорирование (51%). У школьников, которые также принимали участие в опросе, несколько иные ответы: помимо грубости они назвали обидные шутки и «пакости». Среди прочих проявлений пассивной агрессии дети также отметили «выпендреж».
Причиной агрессии со стороны родителей чаще всего становится ситуация, когда родители считают, что по отношению к ребенку была допущена несправедливость. Если родитель так и не смог разрешить конфликт с учителем, то он, как правило, пробует заручиться поддержкой администрации школы. Однако, решив проблему с помощью вышестоящих структур, родители только ухудшают качество пребывания их детей в школьном пространстве.
Среди психологов бытует мнение, что причина склонности к конфронтации – неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, – опять же агрессивное противостояние. Именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.
В нынешних реалиях основное общение родителей и учителей происходит в чатах. Кстати, их использование для обсуждения учебного процесса и других важных школьных тем не одобряет 28% учителей. 37% педагогов относится к этому нейтрально и еще 34% – положительно. Учителя отмечают, что мамы общаются в чате очень интенсивно.
С одной стороны, электронное общение – это очень удобно. С другой стороны, родители забывают о личном времени учителя. Пишут ему в соцсетях и мессенджерах в любое время суток. Особенно не везет в этом плане учителям частных школ. Родители считают, что раз они платят за учебный процесс, то учителя можно призвать к ответу в любой момент. Также достается классному руководителю. Ему-то уж точно звонят и пишут чаще, чем учителям-предметникам.
Часто учитель рассказывает материал на уроке, опираясь на детей, которые хорошо учатся и хорошо его понимают. Родитель же хочет, чтобы учитель больше времени и внимания уделял детям, которые отстают. Нельзя игнорировать тот факт, что слабым нужно больше помогать, считают они.
Учителей раздражает тот факт, что родители все время переспрашивают по поводу любого объявления. Отвечать им приходится по несколько раз. Даже если сообщение учителя в чате исключает все вопросы, все равно найдутся те, кто чего-то не понял.
Чат педагога с родителями – это не дружба, а рабочие отношения. Но, похоже, эта истина доходит не до всех. Родители постоянно устраивают разбирательства в онлайн-пространстве друг с другом. И пытаются втянуть туда учителей.
Согласно опросам ВЦИОМ на тему, какие ассоциации возникают у родителей при слове «учитель», 25% ответили, что учитель – это педагог и преподаватель, 10% – хороший, добрый человек, еще 10% говорят о почете, доверии и уважении к учителям, 8% сказали, что учитель – наставник для детей и что с этим словом связаны положительные ассоциации.
При столь положительном отношении к педагогу личная жизнь школьного наставника всегда под пристальным вниманием родителей. Особенно достается педагогам, которые не осторожничают в соцсетях. Памятны скандалы, когда родители подавали жалобы на учителей, разместивших фотографии в купальниках на своих страничках в соцсетях. А после увольнения омской учительницы, на которую пожаловались родители, по стране даже прокатился флешмоб под слоганом «Учителя тоже люди!» – учителя позировали в купальниках.
Что касается агрессии со стороны школьников, то, по данным исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), 70% учителей сталкивались с травлей со стороны учеников. Каждый второй (50%) когда-либо слышал в свой адрес угрозы от школьников. Почти треть респондентов хотя бы раз имела дело с комментариями интимного характера. С оскорбительными постами в социальных медиа сталкивались 42% опрошенных.
Сами педагоги (почти 55% участников опроса) склонны объяснять такое поведение школьников пубертатным периодом, которое часто сопровождается всплесками эмоций. Около половины респондентов считают, что мотивом является желание самоутвердиться среди одноклассников. Также распространено мнение, что агрессия учеников объясняется потребностью во внимании либо местью педагогу за его требовательность к учебе.